Архив

Ценностные ориентации в СМИ:
к проблеме продвижения традиционных семейных ценностей

Савинова Ольга Николаева — 
доктор политических наук, профессор,
зав. кафедрой журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского,
почетный член ФАП и ЦНС

Аннотация

На формирование ценностных ориентаций современного человека в ряду различных факторов большое влияние оказывают средства массовой информации. Однако нередко информационно развлекательная индустрия навязывает ценности, чуждые российской ментальности.

Среди важнейших нравственных ценностей, издавна волновавших людей, несомненно, являются семейные ценности.

В докладе анализируется практика российских региональных изданий в продвижении традиционных семейных ценностей, роль журналистского сообщества в выработке информационной стратегии в условиях трансформации современных медиа.

 

Ценностные ориентации включают в себя идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных событий и объектов, а также способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами. Для отдельного человека ценностные ориентации играют важную роль в выстраивании собственной модели поведения, стиля жизни.

На формирование ценностных ориентаций человека большое влияние оказывают различные факторы, в числе которых современные средства массовой информации. Трудно переоценить роль прессы, телевизионных- и радиопередач в формировании представлений об окружающем мире и нормах жизни в сознании наших сограждан, особенно подрастающего поколения.

Однако нередко современная информационно-развлекательная индустрия навязывает ценности, чуждые российской ментальности, оторванные от отечественных духовно-нравственных традиций.

Современное общество вот уже в течение нескольких последних лет стоит на распутье — отказавшись от традиционных нравственных ориентиров прошлого, мы так и не пришли выработке новых единых стандартов.

Между тем в определенной мере развитие ценностных ориентиров — признак зрелости личности, показатель меры ее ответственности; противоречивость же ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении.

Как мы уже отмечали выше, спектр ценностных ориентаций личности достаточно широк, и все составляющие этого спектра взаимосвязаны: так нравственные и эстетические идеалы во многом определяются как религиозными и идеологическими влияниями, так и политическими концепциями.

Среди важнейших нравственных ценностей, издавна волновавших человека, несомненно, приоритетное место занимают семейные ценности.

Любовь, создание семьи, рождение ребенка, взаимопонимание между детьми и родителями, духовная близость, интерес к истории семьи, семейным корням, установление доверительных отношений, проявление терпимости в семье — эти вопросы занимают важное место не только в социальных ориентирах молодежи, но и старшего поколения.

Современная семья переживает в своем развитии целый ряд проблем, обусловленных социально-экономическими, демографическими и другими факторами. В числе угроз, стоящих перед современной семьей — малодетность, аборты, измены, сожительство, распространение гражданских и гостевых браков — специалисты называют нравственный кризис, который переходит сегодня в средства массовой информации.

Современные СМИ не только фиксируют нарушение иерархии ценностных семейных приоритетов, но, к сожалению, и сами зачастую способствуют процессу их девальвации.

Предлагаемая современными СМИ деструктивная информация воздействует на поведение и ценностные ориентации молодежи и подростков, чей возраст предполагает постоянную открытость психики к внешнему влиянию, сниженную критичность, высокий уровень приспособляемости и поиск самоутверждения в среде межличностных отношений. Аналитики считают, что поток негативной информации, захлестнувшей СМИ, приводит к моральному и психическому опустошению людей.

Так, анализ информационных поводов обращения к семейной тематике даже на страницах качественных центральных печатных изданий показывает, что чаще всего таким поводом становятся криминальные семейные истории. Последнее мы особенно наблюдаем и на центральных каналах телевидения, где в центре внимания стали такие темы, как подростковый суицид, разборки в семьях, насилие над детьми.

Принимая во внимание то обстоятельство, что сегодня в центре внимания и обсуждения в СМИ стали темы, которые ранее не были предметом общественной дискуссии, вместе с тем хотелось бы сказать и роли корпоративного журналистского цеха в условиях трансформации современной медиасистемы.

Сегодня в общественной повестке дня на первый план выдвигаются вопросы духовно-нравственного здоровья нации, воспитания подрастающего поколения на основе традиционных ценностей. Активизировалась деятельность общественных организаций, призывающих корпоративное журналистское сообщество к партнерству и сотрудничеству, направленному на формирование в общественном сознании отношения к семье, материнству и детству как к величайшим ценностям.

Так, в рамках реализации Всероссийской программы «Святость материнства», осуществляемой по инициативе Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного (руководитель программы — Якунина Наталия Викторовна) более 800 российских региональных телерадиокампаний, редакций газет поддержали инициативу организаторов проекта по подписанию Меморандума о формировании традиционных нравственных ценностей в средствах массовой информации.

В Меморандуме, в частности, говорится о сотрудничестве в распространении информации по поддержке семьи в интересах государства и человека. География регионов, подписавших Меморандум, достаточно широкая и говорит сама за себя — это Мордовия, Удмуртия, Хабаровский и Красноярский края, Ростовская. Курганская, Брянская, Пензенская, Рязанская, Орловская, Самарская, Ульяновская, Калининградская области.

 

В мае 2011 года состоялось подписание Меморандума с ведущими редакциями телевизионных каналов, редакций газет Нижегородской области. Спустя полгода кафедрой журналистики ННГУ был проведен контент-анализ нижегородской прессы по освещению семейной тематики за период лето-осень 2011 года.

Основными задачами контент-анализа было исследование количественных и качественных показателей представленности семейной проблематики; анализ жанрового многообразия, стилистики и контекста, в которых размещаются материалы по проблемам семьи; оценка редакционной политики в отношении семейной тематики.

Для контент-анализа были выбраны областные газеты — «Нижегородская правда», «Земля Нижегородская», газеты города Сарова — «Саров», «Новый город», «Вести города», а также районные издания — «Выксунский рабочий», «Арзамасские новости», «Павловский металлист», «Земля Ветлужская», «Ударник» (Дивеево), «Сосновский вестник»

Проведенный контент-анализ освещения семейной тематики в региональной прессе показал, что местные журналисты более бережно относятся к данной проблеме и стараются сохранять лучшие традиции отечественной журналистики. Анализ нижегородской прессы позволил зафиксировать некоторые положительные тенденции семейного дискурса.

В частности, это — уважительное отношение к семейному опыту старшего поколения, креативный, творческий подход в продвижении традиционных семейных ценностей, активный диалог с молодежью по проблемам семейного воспитания, подготовки к браку и др. В ряде газет появились постоянные рубрики «Святость материнства», в год подготовки к проведению второго Всероссийского форума Программы «Святость материнства» в нижегородском крае активно проходит конкурс журналистских работ «Быть мамой».

Профессиональная культура, бережное отношение в освещении семейной тематики присутствуют не только в печатных изданиях, но и в нижегородском теле- и радиоэфире. Достаточно упомянуть программу, длительное время выходившую на ННТВ «Семейный суп».

Вместе с тем в рекомендациях для региональных изданий обращалось внимание на приоритетность направления семейной тематики в редакционной политике; формирование положительного образа многодетной семьи, усиление роли родителей за воспитание детей, повышение статуса женщины-матери. Необходимо и расширение информационных поводов и жанрового разнообразия в раскрытии семейной тематики.

Просветительская, воспитательная функции, заложенные в самой природе прессы, востребованы современным обществом Важно, чтобы сама журналистская корпорация откликнулась на запросы времени. Опыт журналистских практик показывает, что пути достижения поставленной цели могут быть разные.

Так, в 11 российских регионах вслед за подписанием Меморандума были созданы общественные экспертные Советы по взаимодействию со СМИ, в ряде других регионов пошли по пути развития в журналистском сообществе практики саморегулирования в вопросах освещения вопросов семейной тематики.

В той же Нижегородской области не стали создавать совета, но журналистская корпорация взяла на себя обязательства следовать духу Меморандума, и как показывает мониторинг СМИ, журналисты держат свое слово.

Вместе с тем в эпоху развития глобального телевидения, интернет-коммуникаций, полисубъектности информационной среды отдельные позитивные практики пока не решают в целом проблемы выравнивания дисфункций современного информационного пространства. И это проблема не только одной страны.

На круглом столе, посвященном формированию в СМИ семейных ценностей, проходившем в рамках Родосского Международного Форума «Диалог цивилизаций» в 2011году эксперты Польши, ЮАР, США, России, Германии, Италии подчеркивали транснациональный характер негативного информационного влияния, противоречивость воздействия СМИ на духовную сферу человека, сохранение нравственного и культурного кода.

Анализируя сложившуюся парадоксальную ситуацию, необходимо подчеркнуть, что процессы трансформации СМИ в современных условиях имеют в определенной мере исторический аспект: журналистика отражает состояние среды, в которой она рождается и действует.

При этом ее функционирование не автономно: медиасреда участвует в формировании общественного мнения в условиях «стыка» национальной идентичности и глобализации, рассогласования ценностных ориентаций в обществе.

При отсутствии четкого концептуального вектора развития трудно ожидать только от медиа эффективного разрешения противоречивых явлений современного информационного пространства.

Одним из поэтапных шагов изменения ситуации представляется продуктивным участие самого журналистского сообщества в процессе выработки информационной политики, формирование «корпоративной саморефлексии», информационной самоорганизации общества.

Процесс этот непростой и видимо будет растянут во времени. Но очевидно то, что СМИ в ряду других субъектов ,влияющих на формирование ценностных ориентаций, становятся сущностной сферой, обладающей возможностью оказывать как положительное, так и негативное влияние.

И то, чем «наше слово отзовется», зависит и от самого журналистского корпоративного сообщества — в первую очередь, от молодых журналистов, кто будет формировать общественную повестку завтрашнего дня.


Дата публикации: 2012-12-31 12:35:21