Архив

Заиграют по-новому

Ассоциация предприятий индустрии детских товаров представила в минпромторг «Стратегию развития индустрии детских товаров на период до 2020 года». Об основных целях, задачах и проблемах отрасли, работающей в интересах детства, рассказала «РБГ» президент ассоциации Антонина Цицулина.

— Почему так важна разработка Стратегии развития индустрии детских товаров?

— Впервые в государственной политике в отношении детства очень важное место будут занимать вопросы социально-экономического плана, экономики и промышленной политики в сфере индустрии детских товаров. В этом новизна этого законодательного акта. Кроме того, разработка стратегии определена указом президента. Она входит в Национальную стратегию действий в интересах детей. Стратегия развития индустрии будет межведомственной, в ее согласовании участвуют 13 профильных министерств и ведомств.

Важно, что этот документ синхронизирует программы развития в области экономики и промышлености, культуры, воспитания, социальной сферы, демографии и семейной политики. Этот блок программ будет отражен в одной стратегии. В апреле и мае программа пройдет согласование, а в июне будет утверждена в правительстве РФ.

Для разработки стратегии создан отраслевой экспертный совет, в который вошли представители образования, медицины, психологи, экономисты и непосредственно игроки рынка. Этот совет будет работать в режиме стратегических сессий, на которых мы выявим, какой будет индустрия в 2020 году, какими будут дети и их потребности.

— Каким задачам развития отрасли уделено особое внимание?

— Большой блок стратегии будет посвящен нормативно-правовому регулированию. В нем должно быть определено, что такое индустрия детских товаров, какие отрасли входят в эту индустрию, какие товарные группы будут включены, что станет приоритетным в ближайшие годы.

В техническом задании стратегии пять основных направлений. Это те категории, которые занимают сейчас основную долю рынка: одежда, игрушки, детская мебель, издательская продукция, медиа — информационно-коммуникационные технологии. Очень подробно прописан блок инноваций. Стратегия закладывает межотраслевые, системные меры поразвитию отрасли, которая сейчас переживает процесс диверсификации.

— Какие предложения есть в стратегии по повышению безопасности и качества продукции?

— В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей существует три основные задачи: это повышение доступности детских товаров, обеспечение их безопасности и качества. Эти задачи проходят сквозной нитью через всю стратегию развития индустрии. Сюда входят и техническое регулирование, и таможенно-тарифное.

В первую очередь мы должны разобраться в том, почему на российском рынке детские товары стоят на 20-30% дороже, чем на аналогичных иностранных рынках. У нас очень большая административная рента, а не производственная себестоимость и не логистическая рента. Самыми сложными остаются технические регламенты, в них входят декларирование, сертификация и государственная регистрация. Сейчас качество контролируется на входе на рынок.

Но эффективнее было бы проводить комплексный мониторинг оборота продукции на рынке. В развитых странах существуют очень серьезные штрафные санкции за некачественную продукцию. У нас только номинальные штрафы и сертификация на входе.

Тем не менее с 1 января 2014 года вступят в силу новые техрегламенты. В дальнейшем нам предстоит работать над стандартами, закладывать систему их обновления. Сейчас обновление с точки зрения сырья и технологий происходит быстрее, чем меняется нормативно-правовое регулирование.

— Предусмотрены ли в стратегии меры по увеличению внутреннего рынка, развитию российских брендов детских товаров?

— Сейчас в среднем доля товаров российского производства в разных категориях составляет 22—25%. Однако рынок России растет, в то время как другие рынки, к примеру, Америки и Европы, стагнируют. В Россию уже приходят глобальные игроки и открывают свои представительства. Мы входим в десятку самых привлекательных развивающихся рынков мира. Повышается инвестиционная привлекательность.

В этой ситуации нужно понимать, какое место занимает российский производитель. Сейчас у нас серьезные показатели по розничной торговле. Пятерка крупнейших специализированных розничных сетей по-прежнему являются российскими. Для стимулирования внутреннего рынка мы сейчас разрабатываем отраслевую дорожную карту, в том числе по стимулированию конкуренции в индустрии детских товаров до 2030 года.

— А какие меры по стимулированию экспорта есть в стратегии?

— Сейчас мы хотим понять, каким образом стимулировать спрос и выбор родителей в пользу отечественных производителей. Имея десять тысяч наименований игрушек на российском рынке, наши родители до сих пор не знают, где купить российскую игрушку. И девелоперы предлагают лучшие места в торговых центрах именно зарубежным брендам. Некоторые наши производители регистрируют свои торговые марки за рубежом, потому что сложился некий стереотип, что зарубежные марки будут более успешны.

По данным наших исследований, российские производители могут быть конкурентны в интеллектуальной продукции. На нее и нужно делать ставку в развитии экспорта. Наши производители патентуют свои первые изобретения в Китае, начинаются первые продажи нашей продукции на зарубежных рынках. Россия сейчас в моде. Российские игрушки активно закупают за границей. Мы больше всего экспортируем в страны СНГ.

Недоработан еще ресурс экспорта в рамках Таможенного союза. Сейчас детское население в Белоруссии и Казахстане увеличилось. А впереди ВТО. Предприятия, которые ориентированы на зарубежные рынки, уже увидели в этом новые возможности. Поэтому программа по поддержке экспорта, особенно инновационно-активных предприятий, будет идти отдельной статьей в стратегии развития индустрии. Мы также инициируем создание национальной технологической платформы, которая объединит ведущие вузы для проведения исследований и разработок новой продукции. Будет создана отдельная программа по развитию промышленного дизайна, поддержке инновационной продукции.

Нужно делать ставку на научные разработки. Сейчас очень востребована на рынке игрушек робототехника, в сегменте одежды — «умная» одежда для детей. Большой блок будет занимать поддержка медиа: детской анимации, кинематографа, детского ТВ и Интернета. Именно эти сферы будут диктовать, какие игрушки и книжки мы будем создавать в ближайшие годы. Этот сегмент рынка работает по системе лицензирования. Это модель продвижения интеллектуального продукта.

Мы должны учиться создавать новый контент для детей, делать его интересным, полезным и разнообразным. Нужно заполнить время ребенка правильными медиапродуктами.

— А есть ли планы по развитию производственной инфраструктуры отрасли и внедрению инноваций?

— Стратегия является продолжением наших инициатив по развитию индустрии. Мы инициировали проект — кластер «Территория детства». Он прошел первое обсуждение и одобрение экспертов. Но для того чтобы проект состоялся, необходим большой блок институциональных изменений. В первую очередь законодательных.

По поручению правительства в плане по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей нас включили в первый блок плана по ее реализации, определившего самые приоритетные меры. Теперь у нас есть профильное министерство, отдел в минпромторге. Сейчас мы будем запускать механизм саморазвития индустрии.

— Сейчас очень важна проблема контрафакта в отрасли. Какие меры применяются по борьбе с такой продукцией?

— Для российских производителей, создающих бренды, продукты с высокой добавленной стоимостью, контрафакт — проблема номер один. К примеру, бренд «Смешарики» понес огромные потери из-за подделок. Каждый контрафактный диск или скачанный мультик влияет на то, сколько будет снято новой интересной для детей продукции.

Наверное, борьба с контрафактом — это в первую очередь уважение к чужому труду. Мы инициировали программу для предприятий розничной торговли «Здесь не продается контрафакт». Для тех, кто продает контрафакт, должно стать выгодно его не продавать. Стратегия развития индустрии в первую очередь направлена на развитие конкуренции.

Нам нужно сделать рынок максимально прозрачным и создать равные условия для всех участников. Ничто так не понижает цены и не повышает качество, как хороший конкурент рядом. Для этого необходимы механизмы саморегулирования. Но поскольку отрасль еще находится на этапе формирования, борьба с контрафактом начинается с самих потребителей. Каждым купленным контрафактным диском потребитель «убивает» одну минуту нового «Ежика в тумане».

— Предусматривает ли стратегия какие-то меры поддержки отечественных производителей?

— У нас есть налоговые льготы — ставка НДС составляет 10%. И мы хотим расширить перечень товаров и услуг, на которые она распространяется, например, включить в этот перечень товары для новорожденных. Единственное, чего бы мы хотели получить от государства в плане финансовой поддержки, это поддержка НИОКР, инновационной деятельности.


Дата публикации: 2013-04-16 00:30:21