Архив

Угроза сокращений стимулирует в стране рождаемость?

5 042 работницы «АвтоВАЗ» находятся в декретном отпуске, сообщили в пресс-службе АвтоВАЗа. Такого бейби-бума на тольятинском автозаводе ещё не бывало. И дело в том, что многим беременным разрешили уходить в декрет на 1,5 месяца раньше положенного срока, это предусмотрено программой социальной поддержки АвтоВАЗа.

Так же пенсионеры могут отправляться на заслуженный отдых, даже если до установленного законодательством возраста им осталось два-три года.

В следующем году согласно программе оптимизации расходов, несколько тысяч работников АвтоВАЗа будут вынуждены покинуть свои рабочие места. До лучших времен их переведут в дочерние предприятия АвтоВАЗа.

Но, по всей видимости, женщины предпочитают отсидеть кризис в декретном отпуске. И это характерно не только для автозавода, комментируют эксперты. Ещё год назад, когда под угрозой сокращения были почти все россияне, многие гражданки решили не откладывать рождение ребенка в долгий ящик.

То есть, в благополучной экономической ситуации, когда и работы много, и зарплата растет, россиянки предпочитали зарабатывать и строить карьеру. Так что, не было бы счастья, да кризис помог.

— Женщины в России сообразительные, самое главное, знают законы, — комментирует Юрий Целиков, эксперт по автопрому. — А по действующему законодательству пока женщина находится в декрете, уволить её никто не может (если только организация не обанкротилась — Ред.). Через 2–3 года кризис закончится, даже по пессимистичным прогнозам, и тогда можно будет возвращаться на свое рабочее место.

ВОПРОС ДНЯ: А вы на что готовы, чтобы не потерять работу?

Дмитрий Быков, писатель:

— Готов иметь сразу несколько мест заработка. Это, кстати, мое давнее ноу-хау. Я считаю, что одну работу в России иметь никак нельзя. Иначе (в случае женщин) придется либо постоянно залетать, либо что-то делать для начальства. Только подстраховываться, других нет вариантов.

Елена Ханга, телеведущая:

— И правильно делают, что уходят в декрет! Только это должно происходить необязательно в связи с кризисом. А лично я бы легко пошла переучиваться на другую специальность. Как-то была в гостях у американских друзей и обратила внимание, с каким интересом они смотрят экономические новости: где и какие новые предприятия открываются в стране. Мои друзья были готовы мигом собраться и переехать жить и работать в другое место. Нам в России такой мобильности страшно не хватает.

Евгений Федоров, председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству:

— Это проблема не только АвтоВАЗа, но и всех крупных предприятий России. Кое-где работают десятки, а то и сотни тысяч работников. Сегодня это бессмыслица экономическая! На месте этих мамонтов прошлого века должны появиться десятки средних и малых эффективных предприятий. И тогда не нужно будет ломать голову, как бы исхитриться и не быть уволенным.

Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:

— Люди защищаются в рамках тех возможностей, которые у них есть. И я сотрудниц АвтоВАЗа поддерживаю. Потому что они активно относятся к собственной судьбе. В отличие от нашего государства, которое зачастую к простым людям безразлично. И потом, эти женщины ведь родят детей, то есть сделают большое дело с точки зрения демографии.

Игорь Белоборордов, директор Института демографических исследований:

— Готов на все, что не наносит вреда моей семье. Ведь работа не имеет какой-то высокой ценности, она просто дает средства для жизни. А декретные отпуска на АвтоВАЗе — очень хорошая практика. Например, на Западе сейчас тенденция — многие руководители стараются перенести максимум работы своих сотрудников на дом. Экономятся значительные средства, стрессов у работников меньше, и, самое главное, сотрудники и сотрудницы могут больше времени уделять своим детям.


Дата публикации: 2009-11-23 18:27:18