Архив

Последствия депопуляции в образовании

Министр образования РФ Андрей Фурсенко вместе с президентом открыл заседание Педагогической ассамблеи в Петербурге, кабинет ненецкого языка в Институте народов Севера и перед отъездом в Москву успел дать эксклюзивное интервью журналисту Балтийской медиа-группы.

Как заметила Дарья Милявская («100ТВ», «Последние Известия»), Фурсенко — человек открытый, лестно отзывается о Петербурге и явно ценит и гордится своим ленинградским образованием. Министр сразу предупредил, что он против личных вопросов и готов говорить только о деле.

Год учителя

Все наши предложения по Году учителя основаны на участии преподавателей вузов и школы. Все зависит от самих преподавателей, любое мероприятия превращают в событие его участники. Год учителя станет тем выделенным сроком, в котором проявят себя все наши заготовки, новации. Многие изменения в системе образования, которые произошли и происходят, совпадут во времени и пространстве. Как это будет — посмотрим.

Демография

Мы находимся в периоде серьезно демографического спада.

Я могу привести цифры — они говорят сами за себя. У нас еще совсем недавно 11 класс заканчивали 1,5 миллиона человек. В 2009-м году школу закончило 890 тысяч человек.

В 2010 мы рассчитываем на 820, в 2012-ом — 700 тысяч. Падение — вдвое. Это не связано с тем, что люди покидают школу раньше. Дело в том, что сжимается наш школьный контингент.

И выйдя на низкую цифру в 2012 году, он будет сохраняться с небольшими изменениями года до 2017-го, а потом начнет расти.

Не хочу, чтобы у вас было только мрачное впечатление, есть и положительные новости. В этом году заметно увеличилось число ребят в первом классе, но пока эти первоклассники дойдут до 11-го, пройдет много времени.

Это значит, что каждый выпускник школы — золотой, на вес золота, и надо, чтобы каждый из выпускников — был хорошо подготовленный человек, с хорошими знаниями. Но пока это не в полной мере получается.

Преподаватели институтов пойдут в школы

Я сегодня говорил — и со мной соглашались ректоры — преподаватели вузов должны идти в школу. Они должны более серьезно заниматься профессиональной ориентацией, заинтересовывать ребят в своих направлениях, готовить к серьезной учебе.

Цифры говорят о том, что у нас за 3–4 года количество студентов в стране уменьшится вдвое.

Сегодня 7,5 миллионов, а по моим прикидкам через 3–4 года, дай бог, чтобы было 4 млн. А это, если не принять мер, автоматически влечет за собой уменьшение количества преподавателей, уменьшение конкурса.

А если отбор становится менее жестким, люди начинают относиться к учебе спокойно, считая, что никуда преподаватели не денутся — примут экзамен. Это опасная вещь, ведь знания нужны каждому конкретному человеку. Ведь мы прагматики, даже молодежь более прагматична, чем старшее поколение.

Перевод с платного на бесплатное

В рамках тех правил, которые установили вузы, мы отслеживаем, чтобы вопрос перевода студентов с платных отделений происходил автоматически.

Вузы добровольно взяли на себя обязательство не увеличивать плату на 2009 год — год кризиса. Но из-за инфляции — зачастую по объективным причинам — увеличивается стоимость образования. Вуз не может готовить людей себе в убыток, их неоткуда покрыть. В каждом случае надо разбираться. Если вуз хочет списать издержки на студентов-платников, это нечестно и недальновидно. Сегодня существует конкуренция между вузами — туда просто не пойдут учиться.

Выживут лучшие вузы

Могу сказать, что конкуренция будет увеличиваться с каждым годом, и надеюсь, что ответственное поведение ректоров, профессоров, и позволить нам выделить те вузы, которые должны сохраниться и развиваться.

Главное, что в том виде, в котором существует наша система высшей школы, она не сохранится. Не может эта система существовать при существенном уменьшении контингента студентов.

Какие-то вузы должны закрываться и реорганизовываться, какие-то присоединяться к более сильным. Но одновременно мы должны давать дополнительную поддержку лучшим институтам, которые действительно обеспечивают хорошую подготовку студентами.

Университеты должны заниматься исследованиями

И еще одна вещь — хорошие вузы должны становиться лидерами научных исследований.

Настоящий университет — это то учреждение, которое одинаково хорошо учит ребят и ведет на высоком уровне научные исследования, являясь конкурентоспособным не только в России, но и в мире. Таких немного в России — несколько десятков.

Думаю, что мы не должны ставить никаких количественных ограничений, мы должны оценивать каждый раз качество. Но мы не должны и расширять этот круг только потому, что какой-то регион хочет иметь вуз более высокого уровня.

Мы должны поддерживать тех, кто является лучшим, и концентрировать наши возможности и ресурсы на них.


Дата публикации: 2010-01-22 03:53:59