Архив

Новый федеральный закон уменьшает пособия по беременности

Не успела общественность оправиться от восторга, вызванного небывало социально ориентированным Посланием президента Федеральному собранию, как была огорошена новым Федеральным законом, принятым Государственной Думой 24 ноября 2010 года и одобренным Советом Федерации 1 декабря 2010 года.

Довольно скупо отраженный в СМИ, закон изменяет условия предоставления пособий по обязательному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, уходу за ребенком. Раньше пособие исчислялось за один год, а со вступлением закона в силу (1 января 2011 года) будет исчисляться за два.

Это, казалось бы, несущественное изменение всколыхнуло тысячи граждан, особенно беременных женщин, некоторые из которых даже заявили, что теперь не смогут содержать ребенка.

Как видно, закон был принят очень быстро и безболезненно. О его подробностях никто никому не рассказывал. В СМИ прошла скудная информация. В итоге несколько дней после его принятия все молчали, пока не прочитали текст.

А говорит новый закон о том, что с 1 января 2011 года единовременное пособие по беременности (больничный) будет исчисляться следующим образом.

Весь доход за два года делится на 730, то есть количество дней в 2009 и 2010 году и умножается на 140 (дней больничного по беременности и родам). При этом из суммы заработка исключаются суммы больничных, но не исключаются больничные дни.

Никакие тонкости вроде «месяц работал, поменял работу, устроился на новую» и т. д. не учитываются.

Просто вся сумма доходов делится на 730. Также и с ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Сумма доходов за два года (с вычетом выплат по больничным листам) делится на 730, а 40% этой суммы умножается на 30.4 (среднее количество дней в месяце).

Такая с виду безобидная «уравниловка» с неизменяемым знаменателем 730 на деле выглядит так, что пособия, на которые рассчитывали ныне беременные женщины, уменьшаются в разы.

А рассчитывали они по следующей схеме, которой осталось жить две недели: доход за 12 месяцев (за исключением больничных и отпускных!), предшствующих выходу в декрет, делился на число календарных дней, из которых вычитались дни больничных и дни, взятые «за свой счет». А дальше те же операции по умножению на 140 и 30,4 в зависимости от вида пособия.

И ключевой момент. В новом законе, вне зависимости от стажа, в расчет берутся только деньги, заработанные только в 2009 и 2010 году. И не в определенные месяцы этих лет, а сумма за два года.

То есть в ситуации, при которой женщина 10 лет работала до 2009 года, весь 2009 год не работала, а за 2010 год заработала немного, она получит почти столько же, сколько получит женщина без стажа, вышедшая на работу только в 2010 году и проработавшая на ней полгода. В случае, если женщина работала меньше полугода — будут платить не ниже установленной в таком случае суммы (она стабильна).

Эти цифры лучше всего проиллюстрировать реальным случаем, описанным одной из «пострадавших» на сайте democrator.ru.

«Я госслужащая. У меня высшее юридическое образование. Из 28 лет я проработала официально 8 лет. 5 лет в одной организации, 2 года в другой, в 2009 году не могла работать, в 2010 проработала почти год на последнем предприятии и на данный момент нахожусь на больничном и на третьем месяце беременности.

Если бы я знала, что будут такие изменения, я бы постаралась не беременеть, хотя бы еще год! Но первый мой желанный ребенок родится только в 29 лет в 2011 году. И по новому закону я получу чуть больше МРОТ (4330 руб), то есть в два раза меньше, чем должна была, если бы расчет оставался по-прежнему за год!

Я теряю около 6 тыс. руб. ежемесячного пособия по уходу за ребенком и только из-за того, что только в одном 2009 году не могла работать! Если бы я проработала 6 или меньше месяцев (в 2010 г.), а не 8 лет, я получила бы почти столько же — 4330 руб».

В «группу риска» попадают очень многие женщины:

  • те, которые не имеют двух лет стажа, которые пребывали в отпуске по уходу за ребенком и работали неполное рабочее время;
  • женщины, у которых в 2009 году зарплата была ниже, чем в 2010 году;
  • женщины, которые работали полный рабочий день, но часто брали больничные по уходу за ребенком;
  • те, кто брал «за свой счет» (по самым разным обстоятельствам, в том числе связанным с простоем работы организации, что не было редкостью в кризисном 2009 году).

Кроме того, в новом законе много неясных моментов. Неясно, как будут рассчитывать женщин, работавших неполное рабочее время, так как находились в отпуске по уходу за предыдущим ребенком. Неужели женщины, работавшие 7 месяцев, получат свои деньги или деньги, заработанные при частых больничных и уходах «за свой счет» деленными на 730. Цифра 730, названная в тексте закона «неизменной», вообще камень преткновения. Слишком уж мизерными получаются суммы при простом прикидывании возможных вариантов, коих десятки.

Что же вынуждает правительство идти на такие жесткие меры по отношению к довольно уязвимой (в том числе с психологической точки зрения) прослойке граждан?

Дело в том, что изменение порядка исчисления пособий позволит Фонду социального страхования сэкономить 38,5 млрд руб. — на больничных, 10 млрд руб. — на пособиях по беременности и родам, 3,5 млрд руб. — на пособиях по уходу за детьми. И это — минимальный расчет. Везде приводятся разные цифры — вплоть до 80 млрд руб. за один 2011 год.

«В условиях кризиса правительство вполне логично идет на экономию средств государства, — комментирует Олег Шеин, заместитель председателя фракции „Справедливая Россия“. — Самый простой механизм — сокращение социальных расходов. В итоге затягивать пояса как всегда должны простые трудящиеся». Фракция «Справедливая Россия» голосовала против этого законопроекта.

Эксперт считает, что в условиях необходимости экономить нужно запускать другие механизмы, например, прогрессивное налогообложение, при котором чем больше получает человек, тем больше он платит.

«Так происходит во всех развитых государствах. Ты богаче — плати больше».

«На ФСС лежит очень много выплат. — комментирует Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН. — Многие из них должны быть переложены на плечи федерального бюджета. А пока этим никто не занимается, проблема дефицита ФСС решается очень топорно».

Вера Лекарева, депутат Государственной Думы, считает, что нет причин не доверять правительству:

«Оптимизация расходов ФСС выходит на новый уровень и здесь не может обойтись без потерь. Кроме того, каждый случай выплаты пособий — индивидуален и о нем нужно говорить отдельно. Да, многие получат меньше, но далеко не все. Те, кто долгое время добросовестно трудился на одном месте, получат столько же, сколько получили бы до вступления в силу закона. Нам всем нужно помнить о последнем Послании президента, именно там заявлены все приоритеты, а не считать, кто сколько получит».

Необходимость экономить и восполнять дефицит ФСС никого не удивляет, ФСС давно говорит об этом. Удивляет только то, что людям не дали ознакомиться с законом до его вступления в силу.

Женщины, рассчитывающие на какие-то вполне устраивающие их выплаты, оказались в ситуации, при которой просто не увидят уже распланированных денег. Для них даже не оговорены особые условия, как это обычно бывает при вступлении в силу нового закона и наличии категории граждан, подпадающих (по времени) под старый.

А ведь многие из этих женщин матери-одиночки, многие — из молодых семей, да еще и с ипотечным обременением. Получается, что государство в одностороннем порядке изменило выплаты по страховке уже после наступления страхового случая (беременности).

Степень неосведомленности граждан о новом порядке расчета выплат иллюстрируется тем, что большинство врачей в женских консультациях, а также работники социальных служб, все еще ничего не знают.

Возможно, это связано с тем фактом, что закон пока не доработан, в нем объективно немало пробелов, разъяснения которых с нетерпением ждут тысячи ныне беременных и планирующих беременность женщин.


Дата публикации: 2010-12-14 15:39:01