Архив

Амнистия не спасет от мигрантов

Институт амнистии становится все более всеохватывающим. Раньше амнистировали осужденных. С недавних пор всерьез заговорили о налоговой амнистии. Правда, заговорили-то всерьез, но складывается впечатление, что лишь потому, что этого потребовал президент. Сами-то финансовые и налоговые власти вряд ли всерьез думают об успехе данного мероприятия. Теперь вот заговорили еще и об амнистии миграционной.

Суть, думается, ясна. В стране в настоящее время находится огромное количество нелегальных мигрантов. Сколько? Никто толком не знает: то ли 1,5 млн человек, то ли 4 млн человек. Эксперты называют цифру и в 10 млн. Хоть цифры и разнятся, суть проблемы от этого не меняется. Нелегалы – это теневая экономика, это ухудшение криминогенной обстановки, это недополученные государственные доходы, это обострение социальной напряженности и т.д.

Один только Таджикистан ежегодно поставляет до 250 тыс. мигрантов. В подавляющем большинстве – это низкоквалифицированные работники. А вообще, среди нелегалов-мигрантов до 2/3 – выходцы из республик бывшего СССР. С принятием законов «О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ» легализоваться иностранцам стало еще сложнее. Если учесть уже существовавшую громоздкость бюрократических процедур, то становится понятным, почему проблема иммигрантов обострилась. Дополняют картину всем известные демографические проблемы в самой России - работать, особенно на низкоквалифицированных должностях, действительно некому.

Может быть, амнистия – это действительно выход? Что предлагается концепцией «Программы легализации незаконных трудовых мигрантов», подготовленной Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации?

Предполагается, что в результате амнистии правовой статус большинства мигрантов будет урегулирован. Они должны получить право пребывания и работы в России на законных основаниях. В выигрыше останутся и работодатели, которые после проведения амнистии будут легальными пользователями трудовых ресурсов. По мнению авторов концепции, мигранты, которые могли бы попасть под амнистию, должны: находиться на момент ее начала на территории России свыше 90 дней; работать у конкретного работодателя, получая зарплату, достаточную для содержания себя и своей семьи в Российской Федерации и т.д. В общем, естественные требования, и не так много документов потребуется. По сути, предлагается реализовать заявительный принцип.

Будет и безусловный положительный эффект от амнистии: до 1,5 млн человек, по оценкам, сможет легализоваться в результате ее проведения. Не ясно одно: дальше что? Действительно, не появится ли необходимость через определенное время вновь прибегать к тому же самому?

Амнистия, причем, любая амнистия имеет настоящий успех, когда она проводится как разовое мероприятие. В противном случае амнистия может превратиться в свою противоположность, усугубляя имеющиеся проблемы. Действительно, если так легко легализоваться, то это является дополнительным стимулом к притоку новых нелегалов. Именно нелегалов, потому что они будут надеяться на скорое проведение новой амнистии. Таким образом, амнистия не решает проблему по существу. Она, как бы, ослабляет на некоторое время некоторые негативные последствия, не более того. Так что с проблемами все равно придется разбираться.

Итак, едут к нам, прежде всего, неквалифицированные работники, готовые за весьма небольшие деньги трудиться в России. Почему едут? Не только потому, что у них самих на родине нет работы. Но и потому, что Россия предъявляет спрос на низкоквалифицированную рабочую силу. Это – рыночная экономика: есть спрос – будет и предложение, не сомневайтесь.

Россияне же (в Москве это особенно заметно) не хотят работать на рабочих должностях. Все стремятся уйти из сектора низкоквалифицированного рабочего труда. Такое желание по-человечески можно понять и его надо только приветствовать. Но давайте попробуем откровенно ответить на вопрос: а у всех ли хватает квалификации для того, чтобы работать в сферах, требующих более квалифицированного труда? Нет, конечно. Понятно, что сегодня, когда число мест для поступления на первый курс высших учебных заведений превысило численность выпускников средних школ, всем кажется, что низкоквалифицированный труд – это не для них.

На самом деле получается следующее. Мы снизили общий уровень среднего специального и высшего образования, оставив без потенциальных работников низкоквалифицированные сферы деятельности. Получилось, что там попросту некому работать. Вот и появился спрос на низкоквалифицированную рабочую силу, вот и едут нелегалы.

Возможно следующее решение проблемы. Надо поднять конкуренцию в сферах высококвалифицированного труда, стимулируя приток соответствующих мигрантов именно туда. Должна действовать специальная программа господдержки высококвалифицированных мигрантов. В этом случае менее квалифицированные работники будут оставаться там, где они и должны быть, они будут вытесняться туда. Спрос на низкоквалифицированную рабочую силу снизится. Не будет спроса – не будет нового потока нелегалов – не будет необходимости в новой амнистии. Так решать проблему сложнее, но именно это – решение проблемы, а не временное ее разрешение.

Автор: директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК

Источник: PROGNOSIS.RU


Дата публикации: 2005-12-07 02:34:58