Архив

Владимир Путин ответил на вопросы россиян

фото - телеканал "РОССИЯ"25 октября президент Российской Федерации Владимир Путин в прямом эфире ответил на вопросы, заданные ему из разных уголков России и зарубежных стран. Выступление главы государства, длилось почти 3 часа. За это время Владимир Путин ответил более чем на 50 вопросов, заданных в ходе прямых включений, по телефону, а также поступивших на сайт «Прямой линии». Редакция Демографии.ру представляет своим читателям наиболее интересные, на наш взгляд, вопросы и прозвучавшие на них ответы, касающиеся проблем демографии, миграции, межнациональных отношений, возрождения села, жилищных вопросов и ряда других не менее важных тем.

ОЛЬТЕРМАН А.В.: Здравствуйте, Владимир Владимирович! Меня зовут Ольтерман Анна Валерьевна. У меня радость, я жду второго ребенка. Но теперь меня мучает вопрос: а получу ли я те 250 тысяч рублей, о которых Вы говорили? И если да, то на что я смогу их потратить?

ПУТИН В.В.: Анна Валерьевна! Мы уже много раз говорили об этом, но если есть необходимость еще раз вернуться к этому вопросу, конечно, я скажу об этом коротко. Прежде всего, хочу Вас поздравить с тем, что Вы ждете второго ребенка. Желаю Вам счастья, удачи и всего, что в таких случаях положено пожелать. Что касается так называемого «материнского капитала». Он, как Вы наверняка слышали, определен в размере 250 тысяч рублей, он будет выплачиваться всем женщинам, которые родили второго ребенка либо последующих детей, 1 января и в последующее время 2007 года.

К сожалению, этот закон не распространяется на подобные случаи до 1 января 2007 года. Говорю об этом сознательно, потому что знаю, что вопросов по этому поводу много, но это общее, абсолютно общее для всех систем право, во всех странах мира правило — закон обратной силы не имеет.

Он начинает действовать с того момента, в который он принят либо обозначено его вступление в силу. Так вот, эти 250 тысяч рублей Вы, безусловно, получите и их можно будет получить следующим образом: нужно прийти в региональное отделение Пенсионного фонда и получить соответствующую бумагу — сертификат.

Тратить эти деньги можно будет через три года, с 1 января 2010 года. Почему? И я думаю, что Вы меня поймете. К сожалению, у нас много случаев отказов от детей и законодатель, да и правительство исходили из того, что три года — это такой срок, который дает ясное понимание того, что ребенок останется в семье. Говорю об этом прямо, хоть и не очень приятно об этом даже говорить. Тем не менее, это факты жизни, и с ними нужно считаться.

Как можно потратить эти деньги? По трем направлениям. Первое — можно истратить эти средства на обучение ребенка в соответствующих учебных заведениях при получении соответствующих документов. Можно истратить эти деньги на приобретение жилья или на погашение кредитной ссуды либо добавить к этим средствам дополнительные деньги семьи и приобрести квартиру, либо дом, либо что-то другое. Либо другим образом истратить на приобретение жилья. Или женщина может положить эти деньги в накопительную часть своей собственной пенсии на будущее. Все эти варианты возможны.

Кроме того, увеличивается пособие по уходу за ребенком до полутора лет — до трех тысяч рублей. Согласитесь, что это, в общем и целом, особенно для периферии, неплохие деньги, если иметь в виду, что у нас средняя пенсия по старости сейчас — 3100. А так, только по уходу за ребенком, — три тысячи.

И мы понимаем, что нужно помочь женщине вернуться как можно быстрее в трудовую деятельность, для этого нужно оказать помощь в устройстве ребенка в дошкольно-воспитательное учреждение. И за первого ребенка — 20 процентов компенсация, за второго — 50 процентов компенсация, за третьего ребенка — 70 процентов компенсации от той суммы, которую родители должны платить за детский сад.

Все это вместе, так же как и другие меры, должны помочь семьям, которые хотят иметь двух и более детей, помочь женщине поднять ее социальный статус.


КОНАШКОВА Т.И.: Добрый день, Владимир Владимирович! Зовут меня Татьяна Ивановна Конашкова, я директор муниципального образовательного учреждения «Дом творчества детей и юношества», коренная кондопожанка. Меня волнует следующее. Вы прекрасно знаете, что произошло в нашем городе, погибли люди, и местная власть продемонстрировала свою несостоятельность. Вообще, нужна ли такая власть, и что нам делать, обыкновенным жителям, в данной ситуации, когда местная власть не может нас защитить, и она сегодня очень слаба?

ПУТИН В.В.: Не нужна. Конечно, такая власть не нужна, полностью с Вами согласен. Но Вы наверняка слышали том, что я говорил по этому поводу. Нам не нужны ни провокаторы, с одной стороны, с другой стороны, не нужны коррупционеры. Нам нужно наводить порядок в торговом звене на сельскохозяйственных рынках. Нам нужно наводить порядок в сфере миграции и трудовой деятельности.

Весь этот комплекс вопросов поставлен в качестве первоочередной задачи перед правительством, и до середины ноября правительство должно представить комплекс предложений по этому поводу. Что касается властных структур, то Вы знаете, что соответствующие решения были приняты и в отношении прокурора, и в отношении руководителя ФСБ, и в отношении руководителя МВД. Думаю, что такие же решения должны быть приняты и на местном уровне.

А жителей города, так же как и других муниципалитетов страны, прошу обратить самое пристальное внимание, когда вы будете голосовать за тех людей, которые претендуют на то, чтобы возглавлять те или иные органы власти и управления в муниципалитетах. Но, к сожалению, несколько раз пытался связаться с вашим руководителем — председателем правительства Карелии, — он то в самолете, сейчас в отпуске, но мы с ним на этот счет самым серьезным образом поговорим.


ВОПРОС: Здравствуйте, Владимир Владимирович. Я коренная кондопожанка так же, как Татьяна Ивановна. Больше 30 лет я работаю в сельском хозяйстве. Недавно Вы дали поручение правительству навести порядок на рынках. Общаясь с коллегами, с фермерами, я могу уверить Вас, что продукцию, произведенную нашими руками, продать на сегодня на рынках невозможно, рынки не оборудованы для продажи молочной, мясной продукции. А овощную продукцию скупают приезжие перекупщики. Часто они пользуются покровительством местных властей. Фермеры от безвыходности вынуждены продавать свою продукцию за копейки, очень дешево. И некоторые от отчаяния сворачивают производство. Вопрос такой. Конечно, сейчас, в предыдущем ответе прозвучало, что до 24 ноября будут представлены меры. А успеет ли правительство так быстро обследовать все рынки и дать должные меры и рекомендации?

ПУТИН В.В.: Успеет, должно успеть. Здесь существует несколько проблем, которые мы должны учесть. И хочу, чтобы население страны об этом знало. Конечно, мы должны, прежде всего, и безусловно обеспечить интересы наших сельхозтоваропроизводителей. Для этого, собственно говоря, рынки сельхозпродукции и создавались — для того, чтобы люди могли реализовать ту продукцию, которую производят на своих участках, либо на своих предприятиях. А не для того, чтобы перекупщики карманы себе набивали. А сегодня в большинстве случаев именно такая ситуация.

Рынки эти создавались не для того, чтобы там продавались продукты глубокой переработки, копченые колбасы и так далее, которые еще неизвестно в каких условиях производятся, не для того, чтобы там вещами торговали, привезенными из Китайской Народной Республики. А все это тоже происходит.

Решить эти вопросы можно достаточно быстро соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации. И я добьюсь, чтобы это было сделано, даже не сомневайтесь. Вопрос в том, чтобы не вымывалась товарная масса, которая нужна нашим гражданам в достаточно больших количествах, и должен быть переход к тому, чтобы определенные виды товаров могли прийти в цивилизованный сектор торговли. В этом направлении обязательно будем действовать так же, как и — я уже говорил только что, отвечая на предыдущие вопросы, — так же, как и наводить будем порядок в сфере миграции с целью обеспечить рынок труда в первоочередном порядке для граждан Российской Федерации.


КРАСНИКОВА М.: Преподаватель Оренбургского аграрного колледжа.

Владимир Владимирович, здравствуйте! Учителям в сельских школах часто приходится совмещать преподавание нескольких предметов — например, физкультуру, технологию, историю. Медицинским работникам — выполнять обязанности и врача, и регистратора, и фельдшера. Как государство будет решать проблему привлечения высококвалифицированных кадров в школы и больницы сельской местности?

И второй вопрос. Наш Оренбургский аграрный колледж является одним из старейших и одним из лучших учебных заведений среднего профессионального образования. Но ни в национальный проект «Образование», ни в национальный проект развития агропромышленного комплекса мы не вошли. Почему так произошло и справедливо ли это? Спасибо.

ПУТИН В.В.: Вы сами какие предметы совмещаете?

КРАСНИКОВА М.: Я преподаю гуманитарные науки.

ПУТИН В.В.: Вопрос действительно важный и очень острый - привлечение молодых специалистов на село. Здесь мы действуем сразу по нескольким направлениям: и в рамках национальных проектов — жилищного и образовательного, и по программе социального развития села (есть такая отдельная федеральная целевая программа), правительство пытается решить все эти вопросы.

Наверное, если ваш техникум, как Вы говорите, является одним из передовых, и если он не попал ни в одну из этих программ, вы не чувствуете на себе влияние этих программ, здесь явная недоработка, и соответствующие инстанции должны обратить на это внимание.

Вместе с тем все-таки я хочу сказать, что по проекту «Образование», Вы знаете, начались выплаты всем преподавателям за классное руководство в школах, определены 10 тысяч преподавателей школ, которые должны получить дополнительный грант по 100 тысяч рублей. Особое внимание уделяется тем школам, которые вводят инновационные технологии, и главным образом здесь средства пойдут на оборудование лабораториями, техническими другими средствами обучения. Все это в комплексе, на наш взгляд, должно дать соответствующий эффект.

Что касается привлечения других специалистов на село. Вы знаете наверняка о том, что первичное звено здравоохранения получило дополнительные средства на заработную плату. Это касается в том числе и фельдшерско-акушерских пунктов, которые на селе главным образом и работают.

Самым острым является обеспечение молодых семей, особенно на селе, жильем. Какие здесь существуют способы решения проблемы? Ипотечный кредит — сегодня он достаточно дорогой. Что делают в других странах мира, и что у нас сейчас пытаются сделать соответствующие службы? Это субсидирование налоговой ставки. Помощь гражданам, которые покупают жилье по ипотечным кредитам, при выплате банковской ставки. Она сегодня достаточно высокая, но субсидирование это достигает 95 процентов. Причем это за счет федеральных средств, плюс еще 5 процентов - за счет региональных.

Молодым семьям предоставляется субсидия на 35-40 процентов от стоимости самого жилья. А если появляется ребенок, плюс дополнительно еще 5 процентов. В общем и целом механизмы выработаны, и надеюсь, что во многих регионах страны они работают и работают достаточно эффективно. Нужно наращивать эти усилия государства для того, чтобы они дошли до всех нуждающихся.

Что касается непосредственно техникума вашего и, может быть, других техникумов, могу сказать, что это в известной степени была недоработка с нашей стороны, потому что вот эти учебные заведения, техникумы, они были как бы за рамками проекта «Образование». Но правительство приняло соответствующее решение, и техникумы, так же как и некоторые другие учебные заведения, включены в общую программу и в общий порядок финансирования.

Надеюсь, что и вы это на себе почувствуете. Что касается, еще раз, именно вашего учебного заведения, — обещаю Вам, что с Министром образования и науки мы на этот счет поговорим отдельно.


ЧЕРНЕЕВ В.П.: У меня вопрос такой: ранее много и часто говорилось о том, что фермеры накормят страну. Не накормили. Выходит так, что они, например, взяли новую технику, а обеспечить работой в селе могут какую-то часть населения, а остальная часть населения остается без работы. Им что остается только? Жалкое существование и пьют. Есть ли государственная программа выведения сельского хозяйства из кризиса? И существуют ли какие-нибудь новые формы или методы ведения сельскохозяйственного производства, которые дали бы достойную жизнь селянам и достойное их существование? Спасибо.

ПУТИН В.В.: Владимир Петрович, такие программы, конечно, есть. Для начала скажу, что примерно 50 процентов всей сельскохозяйственной продукции, которая в стране потребляется, приходится на фермерские, частные подсобные хозяйства и так далее. 50 процентов — это достаточно много.

Что касается непосредственно фермерских хозяйств, то в общем объеме производимого товара это небольшой процент. Фермеры выполняют ту роль, которая им отводилась, но Вы правы: и в нашей стране, и в странах с развитым сельским хозяйством, основную задачу решают, конечно, крупные товаропроизводители, это совершенно очевидный факт. Для развития села у нас выработан целый ряд программ.

Но в последнее время — Вы наверняка знаете об этом, обратили на это внимание — ставка делается на помощь в развитии животноводства. Скажем, птицеводство получило определенную поддержку. Цикл в животноводстве гораздо больше, чем в птицеводстве — пять-семь-восемь лет. Кстати, после моих встреч с теми, кто работает на селе, правительству было сформулировано поручение, и сейчас осуществляется программа кредитования этого сектора нашей экономики, именно развития животноводства в нашей стране, в России. И должен Вам сказать, что это дает определенный эффект. Уверен, что люди это чувствуют.

Занимают очереди в банки с пяти, с четырех часов утра. Неслучайно. И объемы, количество выданных кредитов за последний год увеличились, как Вы думаете, во сколько раз? Не на пять, не на десять, не на двадцать процентов, и даже не в два, не в три раза — в двадцать раз!

Очень важным является, конечно, решение социальных вопросов на селе. Отвечая на предыдущий вопрос, я говорил о программах обеспечения жильем. Но у нас есть программа социального развития села. Она с этого года финансируется по так называемому полному паспорту, то есть все средства, предусмотренные в бюджете, наконец-то выделяются целиком. На что идут эти деньги? Строительство дорог, социальную инфраструктуру, на то же жилье для молодых специалистов. И, напомню, там 30 процентов [средств] федерации на жилье, 40 процентов — регион, и 30 процентов — должен вложить сам человек, если он не молодой специалист (молодому специалисту и эти 30 процентов должны погасить).

Все это, плюс внятная таможенная политика — с тем, чтобы обеспечить интересы нашего товаропроизводителя. И, наконец, самый острый вопрос сегодня — диспаритет цен на сельхозпродукцию и на промышленную продукцию, прежде всего, конечно, это ГСМ (горюче-смазочные материалы).

Я об этом знаю, об этом много раз говорили с правительством. Вы киваете головой, наверняка это чувствуете на себе, все селяне это чувствуют на себе. Некоторое время назад я давал правительству поручение обязательно держать этот вопрос под контролем. Могу проинформировать Вас и всех других селян, которые ждут соответствующих решений, что из дополнительных доходов этого года селу будет выделено 7,5 миллиарда рублей, которые должны пойти на покрытие их необоснованных расходов, связанных с высокими ценами на горюче-смазочные материалы. Они будут рассчитываться по гектарам и в соответствии с определенными культурами.

Надеюсь, что в самое ближайшее время, в ноябре, это решение будет принято правительством окончательно и поддержано депутатами Государственной думы.


БРИЛЕВ С. (ведущий прямой линии): Владимир Владимирович, мы еще вернемся к Юлии Панкратовой, к телефонному центру, но внизу на техканале идет бегущая строка с часто попадающимися вопросами, там только что был такой подвопрос к тому, что мы обсуждали: а если двойня появляется, то считается вторым ребенком или нет?

ПУТИН В.В.: Конечно, а как же — второй и последующие дети, так написано в законе.

АНДРЕЕВА Е.(ведущая прямой линии): И в Интернете у нас очень большой разброс вопросов. Еще такой вопрос, тоже часто очень встречается. Людей беспокоит такая тема: в Думе много говорят о возвращении налога на бездетность. Как Вы к этому относитесь, что Вы по этому вопросу думаете?

ПУТИН В.В.: У нас был такой налог в советские времена. Думаю — не думаю, убежден — закон не может быть не моральным. Закон всегда морален. Иначе это плохой закон. Мне представляется, что введение закона о налоге на бездетность не имеет под собой моральных оснований, и принят быть не может.


ГУЛУСАНИ Г.Ш.: Здравствуйте, Владимир Владимирович. Я, Гулусани Гари Шотович, проживаю в Челнах более 30 лет. Приехал сюда из Абхазии. Там у меня сегодня проживают родители, брат. Неделю назад я был там и не понаслышке знаю, что там напряженка, люди ждут войну. Нельзя ли Абхазию принять в состав России? Ведь с нами хотят быть и Южная Осетия, и Приднестровье. Референдум, проведенный в Косово, признали. А чем хуже Абхазия? Спасибо за ответ.

ПУТИН В.В.: Правильно, Вы уже неоднократно слышали, что я говорил по этому поводу, поэтому так, видимо, и сформулировали вопрос, Гари Шотович.

Действительно, люди в Абхазии, в Южной Осетии очень обеспокоены милитаризацией Грузии. И мы в России обеспокоены этим. Ухудшение российско-грузинских отношений связано именно с этим, именно с попыткой или с подготовкой возможного решения юго-осетинской и абхазской проблем силовым путем. Если руководство Грузии решится на это, это будет большой ошибкой, и не думаю, что пойдет на пользу грузинскому народу.

Ни в коем случае нельзя допустить подобного развития событий. Если люди хотят жить между собой, то нужно использовать мирные средства, нужно находить пути согласия, пути компромиссов.

Что же касается принятия в состав Российской Федерации каких бы то ни было территорий, то должен сказать, что мы не стремимся к тому, чтобы расширять нашу территорию.

Даже после распада Советского Союза Россия остается самой большой страной в мире. Нам своей территории достаточно, но мы не можем допустить кровопролития в этом регионе. И все действия, кстати говоря, которые мы предпринимаем в отношении с Грузией в последнее время, совсем не связаны с планами вступления в НАТО либо с чем-то еще. Любое государство суверенное само определяет, как обеспечивать свою безопасность.

Наши действия обусловлены только одним — стремлением предотвратить кровопролитие. Мы знаем предысторию этих отношений между народами Абхазии, Южной Осетии. Мы помним, что еще в 20-м году были совершены три карательные операции грузинскими вооруженными силами в отношении осетин. Это все тяжелая история, доставшаяся нам в наследство. Надо помнить это, знать об этом и действовать крайне аккуратно.

В международном праве есть некоторые противоречия. С одной стороны, говорится о необходимости соблюдения принципа территориальной целостности, и Россия придерживается этого принципа и в отношении Грузии, разумеется, и в отношении всех других стран. Есть и такое понятие в международном праве, как право нации на самоопределение, и это тоже есть. Поэтому, несмотря на эти противоречия, мы должны искать выход из ситуации. Но, конечно, мы будем внимательно следить за международными прецедентами, в том числе и косовскими.


АБАЧАРАЕВ М.М: Председатель Совета старейшин города Каспийска(Дагестан).

Здравствуйте, Владимир Владимирович! Мне очень обидно и неприятно наблюдать ситуацию, когда с каждым днем ухудшаются наши взаимоотношения с Грузией, не столько с Грузией, сколько с ее руководством.Обидно, что Саакашвили своим поведением только отягощает эту ситуацию. Нам, дагестанцам это далеко не безразлично, поэтому у меня к Вам конкретный вопрос: что можно предпринять более или менее рационального, чтобы улучшить эту ситуацию и жить с ними, как мы жили многие века — по-добрососедски.

ПУТИН В.В.: Прежде всего, хочу, Муса Магомедович, Вас поприветствовать и всех других аксакалов, которые собрались. Спасибо большое, что вы пришли на эту встречу. И молодых людей, которые там находятся сейчас для того, чтобы принять участие в беседе. Вопрос очень острый, и я буквально несколько минут назад достаточно подробно говорил об этом. Неудивительно, что это беспокоит жителей Дагестана, потому что и в Абхазии, и в Южной Осетии живут люди, которые связаны кровным родством, много близких, друзей и знакомых в этих территориях у граждан Российской Федерации.

Я уже не говорю про Северную Осетию, но и в Дагестане, и вообще на Северном Кавказе очень много связей. Это естественно, это понятно. Более того, у нас существует еще такое понятие, как солидарность между горскими народами Кавказа. Это тоже объективный фактор нашей жизни. Это мы должны, конечно, учитывать. И будем это учитывать обязательно.

Что касается Грузии, то грузинский народ всегда был наиболее близок к России. Напомню, что Грузия добровольно вошла в состав Российской империи. И тогда, когда она входила в Российскую империю, у нее не было этих территорий: ни Южной Осетии, ни Абхазии. Но это сейчас уже даже не важно. Важно то, что мы с огромным уважением относимся к грузинскому народу. Это действительно так, это подтверждается всей историей нашего совместного существования.

Посмотрите, в военной сфере, в искусстве, в науке — в любой сфере грузины внесли огромный, а подчас просто неоценимый вклад в развитие российской государственности. Неслучайно, у нас и памятники стоят грузинам в Москве и в других регионах Российской Федерации. Все это наше общее достояние.

Нас очень тревожит курс, взятый нынешним руководством на решение своих территориальных проблем с помощью силы. Вот что нас беспокоит прежде всего. Вот что мы должны предотвратить. Это мы делаем как в диалоге с грузинскими нашими коллегами, так и на международном уровне, в ОБСЕ. Мы принимаем активное участие в миротворческих операциях там, стараемся предотвратить конфликт.

Напомню, что многие наши военнослужащие погибли, исполняя этот интернациональный долг, погибли, отдали свою жизнь для решения этой задачи. Ну и, наконец, совсем недавно, вы знаете, была принята соответствующая резолюция Совета Безопасности ООН.

Надеюсь, что грузинские власти не будут уподобляться другим государствам, которые игнорируют мнение международного сообщества, прислушаются к мнению международного сообщества и примут все необходимые меры для того, чтобы решать свои проблемы мирными средствами. А мы со своей стороны, как и раньше, готовы к тому, чтобы отношения с таким близким народом, как грузинский народ, вошли в нормальную колею.


АЛХАСОВ С.: Алхасов Сабир, преподаватель университета.

У меня такой вопрос. Сегодня в Дагестане довольно-таки высокий уровень безработицы и много безработных. И объявлено о программе возвращения соотечественников в Россию. В этой связи, Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, как будет реализовываться вопрос обеспечения этих людей жильем и работой, в то время как сами коренные россияне без работы и без жилья? Спасибо большое.

ПУТИН В.В.: Понимаю, Сабир, Вашу обеспокоенность и озабоченность. Не нужно беспокоиться на этот счет. Прежде всего, речь идет о том, чтобы предоставить возможность нашим соотечественникам, которые, повторяю (и я вчера только на съезде соотечественников говорил об этом в Петербурге), не по своей воле оказались за границей.

Проснулись и в одночасье обнаружилось, что они вне рамок российской территории. Они в этом не виноваты, и наш моральный долг оказать им поддержку, если кто-то из них хочет вернуться на свою историческую родину, вне зависимости от национальности. Это касается и дагестанцев, и русских, и татар, любого другого народа.

Но мы, конечно, должны исходить из реалий, в которых мы живем, и, прежде всего, речь идет о возвращении наших соотечественников в такие территории сегодняшней России, которые остро нуждаются в рабочих руках. Речь не идет о южных регионах, о Дагестане, где, скажем, безработица очень высокая, и здесь нам нужно подумать о том, как увеличивать рабочие места.

Если в целом по стране — и это мы можем отнести к разряду достижений — даже за этот год безработица сокращается, то количество рабочих мест на Кавказе увеличивается незначительно, и Дагестан здесь, к сожалению, тоже в лучшую сторону не отличается. Но речь идет о том, чтобы вернуть наших бывших граждан, наших соотечественников, как мы говорим, именно в те регионы, где не хватает рабочей силы.

Сегодня в эту программу — а правительство целую программу разработало — включено 12 регионов Российской Федерации. Это прежде всего пограничные регионы — Приморский край, Хабаровский край — некоторые центральные районы, которые испытывают дефицит рабочей силы.

В следующем году в бюджет закладывается 4,8 миллиарда рублей. Они пойдут на то, чтобы обеспечить проезд, обустройство, социальное обслуживание этих людей, дать небольшие подъемные. Причем это будет разбиваться, и уровень этих подъемных будет зависеть от потребностей региона в рабочей силе. Если очень высокая потребность, значит, эти подъемные будут чуть побольше. Если в регионе эта потребность не так значительна, то они будут меньше. Но это не коснется тех территорий Российской Федерации, которые сами страдают от безработицы.


БРИЛЕВ С.: Сейчас вопрос из Интернета. Владимир Владимирович, я хотел бы объяснить, почему он привлек мое внимание. Программы на наших каналах к этой теме обращались последние недели. Речь идет об антигрузинских настроениях на бытовом уровне.

Уже говорилось о том, что чуть ли не книжки Окуджавы исчезают из магазинов. Наша программа рассказывала о том, как столичные милиционеры особо ретиво искали школьников-грузин по школам. И вопрос где-то пересекающийся, хотя чуть-чуть другое. Кажется, будто объявили охоту на грузин. Но есть реальные истории. Воров в законе, домушников, угонщиков и барсеточников ловят сотнями, закрывают казино, которые принадлежали мафиози из этой страны: с какой еще страной надо испортить отношения, чтобы правоохранительные органы занялись бы своим делом? Причем свое дело, я подчеркиваю, в данном случае — борьба с реальной преступностью, а не с несчастными школьниками, о которых мы говорили.

ПУТИН В.В.: Вы лучше меня знаете даже терминологию — барсеточники и так далее. Конечно, правоохранительные органы постоянно должны вести борьбу с криминалом. Этнические преступные сообщества существовали и в Советском Союзе, и в России существуют, и борьба с ними ведется давно. Никакой избирательности здесь быть не должно.

Известная русская поговорка: «Заставь не очень умного человека Богу молиться, он рад лоб расколотить». Я, конечно, не могу одобрить выборочные действия по этническому принципу. Наоборот, призываю и правоохранительные органы, и административные органы не только воздержаться от этих действий — считаю, что эти действия недопустимы, особенно если это касается людей, которые проживают в России легально, и тем более касается российских граждан. Должно быть абсолютно исключено.

Что же касается криминала, то борьба с ним должна вестись постоянно и всегда. Ну а в грузинском случае это просто привлекло особое внимание, поскольку носит наиболее острый характер. Вместе с тем хочу сказать, что, скажем, то, что касается выдворения из России граждан других республик, которые находились в Российской Федерации незаконно, с нарушением миграционного законодательства, — не буду даже называть, но граждане одной республики выдворены из России в количестве 15 300 человек, из другой республики — 13 400 человек, по-моему. А граждан Грузии — пять тысяч. Разницу чувствуете?

Поэтому говорить о том, что это исключительно избирательно, неправильно, это неправда. А работа эта должна вестись и дальше. Но нужно, конечно, совершенствовать законодательство с тем, чтобы (я уже об этом говорил), безусловно, обеспечить приоритет и интересы коренного населения России и на рынке труда, и в сфере торговли.


НОВОЖИЛОВ А.А.: Здравствуйте, это Новожилов Алексей Александрович из Москвы. Я хотел бы задать вопрос Владимиру Владимировичу. Сейчас у нас в Москве очень дорогие квартиры, и наша семья хотела бы взять ипотечный кредит, но очень высокие ставки — где от 11 процентов и выше. Для нас это нереально. Слышал, что в той же Америке государство поначалу часть выплат по ипотечной ставке брало на себя. Может быть, и нам попробовать также, ведь в России денег сейчас в казне хватает. Спасибо.

ПУТИН В.В.: Алексей Александрович, я уже частично затрагивал эту тему в ответе на один из предыдущих вопросов. Действительно, и в Северной Америке, в некоторых других странах оказывалась и оказывается, в разное время по-разному, поддержка граждан при приобретении жилья через систему ипотечного кредитования.

Главным образом, ставка там делалась на субсидирование процентной ставки. В принципе мы тоже сейчас идем по этому же пути. Субсидирование ставки возможно, особенно для молодых семей, я уже говорил, на селе это до 95 процентов, плюс еще 5 процентов из региональных бюджетов. Конечно, 11 процентов сегодня ипотечной ставки это много, но я хочу, чтобы всем было понятно, откуда берется эта ставка.

У нас в стране накопленная за 9 месяцев этого года инфляция — 7,7 процента. К концу года она будет подбираться к восьми процентам, восемь с небольшим. Естественно, если банк предоставляет кредит, он должен получить свой доход, который должен быть чуть больше инфляции, иначе бессмысленна эта операция будет для банка.

Повторяю, государство субсидирует эту ставку, особенно для молодых семей, и дальше будет это делать. И количество людей, которые пользуются такой льготной процедурой, постоянно увеличивается. Не знаю, сколько Вам лет, но, думаю, что вполне можно попробовать попасть в эту категорию. А кардинально решить этот вопрос и эту проблему может только взвешенная экономическая политика государства — понижение уровня инфляции и расширение количества тех граждан, которые будут в состоянии пользоваться ипотечным кредитованием.


ПАНКРАТОВА Ю.: Да, у нас есть звонок из Татарстана, из Казани. Мы вас слушаем.

ВОПРОС: Здравствуйте, Владимир Владимирович. Я хотела задать такой вопрос. Смотрите, за последнее время сильно выросло финансирование армии. Скажите, а для чего мы это делаем и против кого мы собираемся воевать? Ведь с США у нас хорошие отношения.

ПУТИН В.В.: Вы знаете, так и хочется сказать, что очень трудно угодить всем, потому что совсем недавно на таких же мероприятиях я получал совершенно другие вопросы. Они звучали примерно так: когда же мы обратим внимание на армию, когда мы начнем финансировать армию, оснащать ее новой техникой, когда мы начнем решать социальные проблемы наших военнослужащих?

Но то, что Вы сейчас задаете именно такие вопросы, говорит о другой тенденции: в обществе стали замечать, что армия возрождается и что государство тратит на нее все больше и больше денег. Это так. За последние годы, с 2000 по 2005-2006 годы, мы увеличили финансирование армии в три с половиной раза. Считаю, что это обоснованные траты, и скажу сейчас, почему.

Прежде всего потому, что армия, несмотря на то что мы увеличиваем ее финансирование, сокращается. Начиная с 1991 года по сегодняшний день ее численный состав сократился почти в три раза. Сегодня это 1 миллион 131 тысяча человек. Это не так много, и в целом крупномасштабные сокращения уже не планируются. У нас будут небольшие сокращения.

При естественном убытии людей с военной службы армия будет становиться еще более компактной и, надеюсь, более эффективной и более оснащенной. Наши расходы находятся на уровне примерно 2,6 процента к ВВП страны. Это примерно столько же, сколько тратят все страны НАТО.

Но в абсолютных величинах это значительно меньше, чем в других странах. Я уже в Послании этого года говорил о том, что, скажем, по сравнению с Соединенными Штатами мы тратим в 25 раз меньше. В 25 раз! Мы на следующий год запланировали в долларовом эквиваленте примерно 30 миллиардов. Это меньше, чем в Китае (там примерно 65 миллиардов, чуть больше), и меньше, чем во Франции (там 45 миллиардов).

Представляете, диспаритет какой в финансировании? Но мы исходим из того, что этого достаточно, потому что мы сможем опираться на военно-промышленный комплекс, который у нас, слава Богу, сохранился, на новейшие достижения в этой сфере, на то, что наши ответы всегда будут эффективными и асимметричными.

Мы сможем обеспечить — при таком финансировании, безусловно, — сможем обеспечить нашу безопасность в долгосрочной исторической перспективе, без всякого преувеличения. И мне в целом нравится, я доволен тем, как действуют в этом отношении и Генеральный штаб, и Министерство обороны, потому что они исходят из потребностей ведомства, активно защищают интересы Министерства обороны, работают кооперативно с другими коллегами в Правительстве и исходят из реальных возможностей экономики страны.

При этом мы будем уделять внимание и решению социальных вопросов военнослужащих. Самым главным из них является не только повышение уровня их благосостояния, повышение денежного довольствия: самая острая проблема — жилищная. К 2010 году мы должны закрыть все проблемы, связанные с постоянным жильем, причем по нескольким направлениям будем действовать. И в 2012 году закроем проблемы со служебным жильем.


Т.ИНГАЯН: Здравствуйте, добрый день! Это Татьяна Ингаян. Господин Президент! Харасмент, или сексуальные домогательства и насилие над женщинами, во многих странах, да и в России тоже, являются серьезной проблемой.

Иногда отдельные факты сексуального насилия и домогательства становятся известными, как, например, в случае с Президентом Израиля. Вы недавно что-то говорили об этом, но, к сожалению, я не совсем четко поняла Вашу позицию и отношение к этой проблеме. Как, по Вашему мнению, следует бороться с этим уродливым явлением — насилием в отношении женщин? Что Вы думаете по этому поводу? Благодарю Вас.

ПУТИН В.В.: Насилие всегда должно быть наказано, любое — и в отношении женщин, и в отношении мужчин, тем более — в отношении детей. Это всегда уголовно наказуемые деяния, относящиеся к тяжелым преступлениям. Что касается женщин, то их права требуют особой защиты. Кстати, и при решении демографической проблемы мы сделали упор на то, чтобы, как я уже говорил сегодня, поднять социальный статус женщины. Абсолютно, конечно, недопустимо использование служебного положения для того, чтобы принуждать женщину к сожительству, извините, или так далее (здесь нечего стесняться, нужно говорить о вещах прямым текстом).


Т.ШАРКО: Тамара Ивановна Шарко.

У меня такой вопрос: когда Евросоюз выполнит обещание об упрощенном визовом режиме для россиян?

ПУТИН В.В.: Тамара Ивановна, Евросоюз нам ничего не должен, так же как и мы ничего не должны. Но мы исходим из того, что Россия сыграла исключительно важную роль в падении Берлинской стены и в преодолении раскола в Европе.

Эта заслуга принадлежит прежде всего Советскому Союзу и нашей с вами родной России, родной стране. Поэтому мы, конечно, вправе рассчитывать на то, что, когда на достаточно высоком уровне в западных столицах мы слышим тезис о необходимости создания Европы без разделительных линий, это касается и России. И что эти принципы и эти политические установки будут реализованы на практике.

Должен вам сказать, что у нас достаточно позитивный диалог идет с нашими европейскими партнерами. Мы достигли с ними договоренностей, решения приняты по поводу облегчения визового режима для отдельных категорий граждан. Это касается молодежи, прежде всего студентов, это касается научных работников, это касается политических деятелей, в том числе на региональном уровне, это касается спортсменов и некоторых других категорий граждан. Такие вопросы решались, решаются и могут решаться только на взаимной основе.

То, что они нам предоставляют, то и мы для них делаем — и наоборот. Но нужно откровенно сказать, что значительная часть работы должна быть выполнена самой Россией. Это прежде всего касается обеспечения безопасности наших южных границ — первое.

И второе — наведение порядка в иммиграционной политике. Кстати говоря, вот у нас незаконных иммигрантов, по нашим разным подсчетам, даже точно невозможно подсчитать, где-то от 10 до 15 миллионов человек находится. Огромная цифра. Примерно столько же, чуть поменьше, может быть 10-12 миллионов, — в Западной Европе.

Мы должны обеспечить наши южные рубежи надежной защитой и навести порядок в иммиграционных процессах, в иммиграционной политике. Это наша задача. Мы должны сюда вкладывать ресурсы, мы вкладываем огромные деньги. Только для того чтобы обеспечить безопасность на Кавказе, от Каспийского до Черного морей, будет истрачено примерно 500 миллионов долларов. Это потребует от нас еще немного времени.

До конца 2007 года мы закроем границу целиком. Но у нас еще огромная граница в Средней Азии. Это самое опасное направление: становится самым опасным: наркотрафик, организованная преступность. Это наша с вами задача, наша ответственность, это требует денег и времени. Есть планы, мы будем их реализовывать.


С.БРИЛЕВ: У нас на подходе не российский, но русский город Севастополь.

А.ЧИКИН: Чикин Аркадий Михайлович, доцент Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, член Союза писателей.

Уважаемый Владимир Владимирович, в течение этого года в Крыму произошло заметное обострение национального вопроса. Крымско-татарская проблема существует не первый и не второй год, однако складывается впечатление, что наше руководство затрудняется в ее разрешении. Может ли Россия оказать помощь в решении этой проблемы? Спасибо за ответ.

ПУТИН В.В.: Очень чувствительный вопрос. Россия — многонациональное государство, со своей культурой, тысячелетней культурой решения межэтнических, межрелигиозных проблем. И у нас огромный положительный опыт. В России проживает около 160 представителей различных народов, национальностей.

Что касается Крыма — конечно, это особая территория. Мы знаем, как складывалась судьба Крыма на протяжении предыдущих столетий. Мы прекрасно с Вами осведомлены о том, что происходило на рубеже 90-х годов, в начале 90-х годов, как складывалась судьба Крыма в связи с развалом Советского Союза.

Сегодня нужно исходить из реалий, которые сложились на сегодняшний день. Крым — это часть украинского государства, и мы не можем вмешиваться во внутренние дела другой страны. Нужно отдавать себе в этом отчет. Нам, конечно, не безразлично, что там происходит, и мы думаем, что наш вклад может быть внесен только с помощью как бы личного примера решения вопросов подобного рода.

Либо, если украинское руководство посчитает возможным и обратится к нам за помощью, мы готовы будем, не погружаясь в эти проблемы, не втягивая Россию в решение проблем подобного рода, все-таки оказать содействие нашему ближайшему соседу и, без всякого преувеличения, братской республике Украине, чтобы оградить ее, если у кого-то возникнет такой соблазн, от вмешательства во внутренние дела Украины со стороны, и дать возможность украинскому народу и украинскому руководству самостоятельно решать эти проблемы. Но они острые, мы это видим, они нас беспокоят, тревожат. Конечно, эта проблема существует.


Н.МЕКЕРТОВА: Добрый день! Меня зовут Мекертова Наталья, я председатель женсовета Черноморского флота. Знаю, что у нас тут бытует такая присказка: «Мы находимся на чужой территории, но на своей земле». А вот что касается бывших советских республик, они поддерживают связь с Россией или уже все под американцами? Жив СНГ или умер? Спасибо.

ПУТИН В.В.: Мне трудно сказать, что происходило в период развала Советского Союза, можно только одно констатировать, что в значительной степени дезинтеграция Советского Союза произошла при определенной позиции самой России. Поэтому говорить о том, что у России есть какие-то имперские тенденции, связанные с возможным возрождением Советского Союза, — абсолютно беспочвенно. Это первое.

Второе. Не знаю, что думали в России, когда эти процессы происходили. Может быть, кто-то рассчитывал на то, что это переходный период к возрождению государственного либо квазигосударственного образования на базе Советского Союза. Но надо прямо и честно сказать: в бывших союзных республиках само СНГ воспринимался как механизм цивилизованного развода, и в этих республиках все делали для того, чтобы укрепить свою государственность.

Ну что же, Россия предоставила такую возможность, сделала это сознательно, это был выбор России. Хорошо это или плохо — таковы исторические и политические реалии сегодняшнего дня. Но мы же понимаем: на протяжении столетий Россия и народы этих сегодня независимых государств существовали в рамках единой страны, это не могло не отразиться на межчеловеческом уровне, на экономике, на глубокой кооперации промышленности, на взаимозависимости транспортных коммуникационных систем и так далее. Это, что бы и как бы ни говорили, все-таки особый случай в мировых делах и в международных отношениях, и в международных экономических связях.

Поэтому я считаю, что мы должны воспользоваться этими абсолютно очевидными конкурентными преимуществами перед другими нашими партнерами и конкурентами на мировых рынках. Мы должны двигаться в сторону не только координации, но и интеграции, прежде всего в экономической сфере. И в этом смысле у нас такие механизмы создаются.

Мы говорим о разноскоростных интеграционных процессах: это и единое экономическое пространство, это ЕврАзЭС, это — в сфере обороны — Договор о коллективной безопасности. Всем этим нельзя пренебрегать. Наоборот, мы намерены уделять этому первостепенное значение. И должен еще раз подтвердить, что направление сотрудничества со странами СНГ — абсолютный приоритет внешней политики Российской Федерации.


ВОПРОС: Уважаемый Владимир Владимирович, я представляю профсоюзную организацию 13-го судоремонтного завода Черноморского флота. На Черноморском флоте работает более 26 тысяч граждан Украины. Это патриоты России, чтобы Вы в этом не сомневались. Мы вынужденно стали гражданами Украины.

Черноморский флот создает рабочие места и предоставил для города Севастополя около одной трети рабочих мест, соответственно дал нам социальные гарантии. Но в настоящее время пришли к руководству государством лидеры, которые, возможно, поставят вопрос о выводе базы Черноморского флота из Севастополя. Для нас это очень больной вопрос, и соответственно хочу задать Вам его: нельзя ли продлить соглашение о базировании в Севастополе Черноморского флота? Спасибо.

ПУТИН В.В.: Решение подобного рода вопросов, безусловно, относится к компетенции суверенного украинского государства. Россия не стремится к досрочному выводу своего флота из Крыма — а договор, как Вы знаете, заключен до 2017 года — и готова будет вести переговоры о продлении срока пребывания нашего флота.

Я бы вспомнил тот вопрос, который недавно задавался, только что был задан одним из Ваших коллег, которые участвуют сейчас в этой беседе, — по поводу тяжелых внутриполитических процессов, которые в Крыму происходят. И когда я говорил, что Россия в случае необходимости и в случае соответствующей просьбы со стороны украинского народа и украинского руководства гарантировала хотя бы одно невмешательство во внутриукраинские дела, если у кого-то возникнет такой соблазн, то, уверяю Вас, присутствие российского флота не было бы лишним.

Но это прежде всего выбор наших украинских коллег и друзей, наших украинских братьев. Я рассчитываю на то, что мы сможем все эти вопросы решать в ходе конструктивного диалога на правительственном уровне, на министерском уровне. Такие переговоры ведутся. Тем более что доходы немаленькие Украина получает от пребывания российского Флота. Я имею в виду и аренду, и создание рабочих мест, о котором Вы сейчас сказали, в том числе и в судоремонтном деле. Вообще это сотрудничество носит исключительно позитивный характер и способствует укреплению дружбы, сотрудничества и доверия между народами России и Украины.


Дата публикации: 2006-10-26 14:45:49