Архив

Правительство одобрило программу «Дети России»

Факты:

Госзаказчиком-координатором ФЦП «Дети России» утверждено Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Госзаказчиками программы также стали Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Министерство внутренних дел и Федеральная служба исполнения наказаний.

Как известно, решение демографической проблемы является одной из наиболее серьезных задач, стоящих перед современной Россией. Особенно важными в этом отношении являются задачи повышения рождаемости и принятия программ, способствующих улучшению здоровья детей.

Судя по всему, правительство России начинает принимать меры по решению этих наболевших вопросов. Его постановлением сегодня была утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Дети России» на 2007-2010 годы, которая включает также подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья».

Общий объем финансирования программы должен составить 47,8 млрд рублей. Правда, из общей суммы средств только 10,1 млрд будут выделены из федерального бюджета. Большая же часть финансирования — 36,3 млрд — пойдет из бюджетов регионов, большинство из которых, как мы знаем, являются дефицитными и дотационными. Не хотелось бы, чтобы здоровье детей, как это нередко бывает, финансировалось «по остаточному принципу».

Кроме всего прочего, еще 1,4 млрд рублей предстоит привлечь из внебюджетных источников. Из Стабфонда же, который к 2010 году обретет страшно даже подумать какие размеры, увы, не планируется потратить ни рубля. Видимо, эти деньги будут нужнее в другом месте.

Правительство одобрило программу «Дети России»Ну что ж, как говорится, и на том спасибо. Ведь, как обещают авторы программы, в результате ее реализации намечено обеспечить улучшение качественных показателей здоровья и социального положения более 4 млн детей ежегодно. Целями программы являются «создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также господдержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Кстати, в одном из своих докладов М.Фрадков ранее информировал, что только 30% новорожденных детей в России появляются на свет здоровыми, более 500 тысяч российских детей нуждаются в лечении и реабилитации, а кроме того, сегодня в стране насчитывается более 730 тысяч детей-сирот и детей, находящихся без попечения родителей.

Отрадно, что среди задач, которые ставит перед собой ФЦП «Дети России» заявлены, например, такие как:

  • сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России,
  • обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей,
  • профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей,
  • переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот,
  • развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.

Программой запланировано снижение младенческой смертности до 9,3 промилле на 1000 родившихся живыми, материнской смертности — до 21-го на 100 тыс. родившихся живыми, смертности детей в возрасте 4 лет включительно — до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения.

Кроме всего прочего, ставится амбициозная задача создать государственную систему «выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей» с охватом до 40% детей школьного возраста, а также снизить долю безнадзорных детей до 2,17% общей численности детского населения.

Все это, конечно, не может не радовать. Впрочем, наши чиновники изменили бы себе, если бы даже из явно благотворительной социальной программы не постарались извлечь хоть какую-нибудь экономическую выгоду. Как они ожидают, «экономический эффект от реализации программы» составит к 2011 году около 19 млрд рублей.

Что поделать, концепция «экономической эффективности», столь характерная для либеральной идеологической доктрины, похоже, столь глубоко въелась в сознание чиновников, что они не могут забыть о ней даже в случае такого явно «убыточного» и «неэффективного» с рыночной точки зрения мероприятия, как воспитание детей и охрана их здоровья.

К сожалению, либерально-рыночные модели регулирования социальной жизни неспособны учесть все те ее многосторонние проявления, которые нельзя пересчитать в рублевом эквиваленте. Такие, например, как социальное здоровье и духовное благополучие общества, наличие (или, наоборот, отсутствие) моральных принципов, психологический комфорт. А ведь это тоже фундаментальные вещи, без которых едва ли возможно, как говорится в программе, «улучшение качественных показателей здоровья и социального положения» детей.


Дата публикации: 2007-03-30 05:58:34