Архив

Предвыборная демография...

Игорь Белобородов — директор Института демографических исследований, главный редактор информационно-аналитического портала Демография.ру


Всякое направление развития страны, требующее государственной инициативы и поддержки, целиком зависит от отношения к проблеме со стороны высших властных структур — президента, правительства, парламента.

В этом смысле для отечественной семейно-демографической политики основным событием и одновременно поворотным пунктом в организационно-правовом отношении в течение всего периода, прошедшего со времени начала депопуляции (с 1992 г.), стало Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г., положения которого впоследствии легли в основу целого ряда правовых решений.

Как указывают специалисты по подсчету букв, цифр и междометий, фрагмент послания, посвященный демографическим проблемам, занимает ровно четверть всего текста, и этот факт уже сам по себе является событием, не имеющим прецедента в нашей истории: такого внимания в публичных выступлениях первого лица государства демографические проблемы не удостаивались никогда! [1]

Однако слова президента о приоритетности демографических целей и задач необходимо рассматривать именно как инициативу, как первый шаг, и, следовательно, дальнейшее формирование демографической стратегии зависит уже от реакции политического истеблишмента на заявления главы государства.

В качестве анализа такой реакции мы предлагаем обзор демографической тематики, содержащейся в программных материалах политических партий, победивших на последних выборах в Государственную Думу (2007-2011 гг.).

В число таких партий вошли: «Единая Россия» (315 депутатов), КПРФ (57 депутатов), ЛДПР (40 депутатов) и «Справедливая Россия» (38 депутатов). Схожими были результаты и предыдущих выборов (ГД созыва 2003-2007 гг.): «Единая Россия» — 308 депутатов, КПРФ — 46, ЛДПР — 35, партия «Родина» (прошедшая в нынешнюю Думу как часть «Справедливой России») — 29. [2]

«Единая Россия»

Даже при беглом сравнении обращает на себя внимание тот факт, что в предвыборной программе этой партии семейно-демографическая тематика представлена в гораздо меньшем объеме, чем в материалах ее политических конкурентов. Однако этой краткой информации вполне достаточно, чтобы составить четкое представление о партийной позиции по этому вопросу.

Партийная «демографическая программа» (раздел «Обеспечение нового качества жизни») начинается с краткого описания партийного проекта «Достойный труд», «направленного на улучшение условий труда, повышение его оплаты и решение проблем занятости».

В этом контексте представляется достойным упоминания обещаемый уровень заработной платы конкретного работника (ученого, учителя, врача, работника культуры), который ориентирован не на потребности индивидуального трудового субъекта, а на обеспечение «ему и его семье достойной жизни».

По мнению профессора Анатолия Антонова, с точки зрения эффективности семейно-демографической политики, учет в качестве базовой единицы именно полной семьи с несколькими детьми, а не отдельного работника имеет важнейшее практическое значение. [3]

Целый перечень демографических проблем отнесен в программе к приоритетам в сфере охраны здоровья. Среди них названы защита материнства и детства, обеспечение нового качества медицинского обслуживания на основе внедрения передовых технологий в отечественное здравоохранение, снижение смертности за счет повышения транспортной безопасности и профилактики социально опасных заболеваний, создание условий для массового занятия физической культурой и спортом и т.д.

Отдельным блоком прописано намерение создать все необходимые социальные, финансово-экономические и законодательные условия для увеличения рождаемости:

«Это — усиление материальной поддержки семей, имеющих детей. С 2010 года начнется выплата материнского капитала женщинам, родившим или усыновившим второго (или третьего, последующего) ребенка. Это — помощь женщинам, пожелавшим продолжить работу после рождения ребенка. Это — приоритетное развитие секторов медицины, связанных с охраной репродуктивного здоровья будущих матерей и отцов. Наконец, это — создание благоприятного „жизненного пространства“ для рождения и воспитания детей».

Конкретизация последнего тезиса подразумевает программу массового строительства односемейных домов в пригородах и на селе, что, по мнению авторов программы, должно стать ядром для решения как жилищной, так и демографической проблем.

Знаковым моментом, который позволяет определить методологию данной партии в области управления демографическими процессами как в полном смысле семейно-демографическую, является отсутствие в программе упоминания о внешней миграции.

Не содержится этих вопросов и в общем программном заявлении партии, которое, определяя масштабы демографического кризиса угрожающими существованию России в виде суверенного государства, в части семейно-демографической проблематики фактически повторяет положения рассматриваемого предвыборного материала. [4]

Вместе с тем в вопросе укрепления российской государственности и регионального развития в анализируемом тексте демонстрируется обеспокоенность процессами межрегионального движения населения (внутренней миграции) и территориального расселения, что следует из следующего фрагмента: «Единая Россия» поддерживает курс на стратегическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Через модернизацию системы социальных гарантий будет обеспечиваться привлекательность Севера и комфортность проживания северян«.

Заканчивается демографический фрагмент программы единоросов с оптимизмом: «Сокращение численности населения России будет остановлено» [5], что, безусловно, вселяет надежду, но, к сожалению, не дает ответа на вопросы «как?» и «когда?».

После тщательного изучения перечня предлагаемых в предвыборной программе «Единой России» мер социальной и семейно-демографической политики напрашивается вывод о том, что, кроме предложения о массовом строительстве односемейных домов, в данном тексте перечисляются, по сути, те меры, которые ранее были озвучены президентом в Послании Федеральному Собранию (май, 2006).

Впрочем, такая близость взглядов неоднократно побеждающей на выборах партии и президента вполне закономерна, так как объясняется тесным сотрудничеством и взаимоподдержкой этих политических субъектов. Не случайно в заявлениях партийных лидеров, и в тексте цитируемой предвыборной программы функциональное назначение партии представлено в виде «политической опоры Президента». Кроме того, на последних выборах в Государственную Думу, как известно, В. В. Путин, по предложению руководства партии, возглавил предвыборный список «Единой России», что еще раз подтверждает сказанное выше. [6]

Напомним также, что именно «Единая Россия» была наиболее активна в выдвижении кандидата, имеющего, по прогнозам политологов и трезвой человеческой логике, самые высокие шансы на победу во время предстоящих президентских выборов.

КПРФ

В предвыборной программе второй по представительству в высшем законодательном органе политической силы с первых строк сообщается об «огромных человеческих потерях» и о вымирании страны. Перечисляются и некоторые причины потери населения: социальная неустроенность, разрушение здравоохранения, криминальный разгул, алкоголизм, наркомания, недоступность лекарств для многих граждан и т.д.

В вину действующей власти вменяется ее недостаточное внимание к проблеме «сбережения народа» Потери населения сравниваются с жертвами России в первую мировую войну. Демографическая ситуация определяется как «катастрофа» и называется в числе главных вызовов для страны наряду с «социальным неравенством», «духовно-нравственной деградацией», «развалом экономики» и «утратой обороноспособности».

Практический аспект проблемы в виде конкретных мер по выходу из кризисного демографического положения содержится в специальном разделе под названием «Шаг второй. Государство — народу», где в предвыборных планах КПРФ присутствуют намерения повысить рождаемость и «направить всю мощь государства на сокращение смертности, на увеличение продолжительности и качества жизни».

«Государство обеспечит как духовно-нравственное, так и физическое оздоровление общества. Создаст систему всеобщей диспансеризации населения. Обеспечит качество продуктов питания через стандартизацию и строгий контроль за ее соблюдением. Восстановит широкий доступ граждан, детей и подростков к занятиям физкультурой и спортом. Начнется воссоздание системы лечебно-оздоровительного санаторно-курортного отдыха трудящихся.

Начнется реализация мер по росту рождаемости. В их числе: предоставление жилья, создание сети общедоступных детских садов, снижение оплаты в дошкольных учреждениях. Пособие по рождению ребенка составит не менее 25 тыс. рублей. Будет восстановлено звание „Мать-героиня“ с пакетом социальных льгот…Государство возьмет на себя погашение 25% кредита на приобретение жилья при рождении первого ребенка, 50% — при рождении второго, всей суммы — при рождении третьего ребенка.

Коммунальные платежи составят не более 10% совокупного дохода семьи. Будут восстановлены социальные льготы советского времени. Их получат многодетные семьи, инвалиды, граждане, проживающие в сложных природно-климатических условиях», — сказано в программе. [7]

Авторы предвыборного материала, как и их оппоненты из «партии власти», в рассуждениях и предложениях по демографической тематике не касаются миграционной проблемы, что и в этом случае дает основания определить позицию данной политической силы как ориентированную на семейно-демографический, а не миграционный фактор в преодолении депопуляции.

ЛДПР

Либерально-демократическая партия России, занявшая третье место на двух последних выборах, является единственной из присутствующих в парламенте политических партий, которая предложила специальный предвыборный материал, посвященный теме демографической политики, — «Основные направления демографической политики ЛДПР»[8].

При постановке вопроса об улучшении демографической ситуации в тексте материала содержатся следующие предложения:

«Во-первых, надо гораздо серьезнее подойти к проблеме занятости населения, особенно в регионах, а также к вопросам роста заработной платы, увеличения пособий на рождение детей и по уходу за ними, быстрому обеспечению жильем и работой молодых семей. Это должно дополняться мерами по созданию условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью (что особенно актуально для женщин), улучшением качества жизни населения, оказанием реальной государственной помощи семьям с детьми и незамужним матерям.

Во-вторых, когда мы говорим о решении демографической проблемы, главный упор надо делать не только на рождаемость, но и на увеличение продолжительности здоровой и активной жизни. Необходимо вести работу по снижению заболеваемости, улучшению здоровья населения, увеличению продолжительности жизни граждан, уменьшению смертности среди трудоспособных мужчин».

Кроме того, в тексте «основных направлений» провозглашается «программная» задача партии: обеспечение условий для роста населения России до 200 миллионов человек к 2040 году.

Столь амбициозная, но, к сожалению, не подкрепленная никакими расчетами задача является, на наш взгляд, одним из слабых мест предвыборного материала ЛДПР, так как, не учитывает существующие тенденции демографической динамики, их инерционность, продолжительность демографических циклов и беспрецедентность в мировой социальной и демографической практике, решения задач подобного рода.

В то же время в материале выделяется ряд весьма конструктивных практических предложений. Так, в организационном плане авторы, справедливо указывая на отсутствие профильного ведомства, настаивают на создании специального органа — «министерства по делам семьи, молодежи и демографической политике».

В части информационной составляющей высказывается важный тезис о необходимости «развивать в обществе культ семьи и материнства» с привлечением отечественных СМИ. При стимулировании рождаемости предлагается «увязать жилищную программу с рождением ребенка», в чем обнаруживается сходство с отмеченным выше программным положением КПРФ.

В некоторых предложениях ЛДПР наблюдается слишком сильный акцент на материальном аспекте жизнедеятельности российских семей. Не отрицая социальную важность экономических мер, полагаем, что подход «либерал-демократов» в данном вопросе страдает излишним патернализмом, способным, как нам видится, вместо ожидаемого демографического эффекта, привести к росту иждивенческих настроений.

Иллюстрацией к сказанному может служить следующая сентенция: «Государство должно полностью взять на себя заботу с первого месяца беременности незамужней женщины, стать „государственным мужем“ матери-одиночки. Медицина, пособие, жилье, быт — все это надо обеспечить».

Подобные меры, как нам кажется, несут в себе разрушительный потенциал для института брака, так как не стимулируют создание полноценной семьи со стабильными зарегистрированными отношениями, наделяющими супругов и их детей предусмотренными законодательством правами и обязанностями, а, наоборот, делают выгодным для женщин статус матери-одиночки, у которой «с первого дня беременности» появляется «государственный муж».

В данном случае авторы «Основных направлений демографической политики ЛДПР» путают семейно-демографическую политику с обеспечением социальных гарантий малообеспеченным и социально уязвимым категориям граждан, характерным для политики социальной.

В качестве мер по демографическому оживлению села и заселенности северных территорий ЛДПР также предлагает повышение пособий и развитие инфраструктуры.

Для «улучшения» семейного законодательства ЛДПР выступает с инициативой отмены взыскания алиментов с мужчин-отцов, выдвигаемой под лозунгом: «Алименты должно платить государство!». Тем самым, разработчики, опять-таки, предлагают дестабилизирующую институт семьи социальную технологию, способствующую снижению и без того не всегда высокой ответственности у разведенных или ушедших отцов за судьбу своих детей.

Продолжением этой социально опасной мысли является высказывание, содержащееся в главе «Демография — мужской вопрос»: «обязанность обеспечивать семью в современных российских условиях ложится на мужчину невыносимо тяжким бременем», что можно понять как попытку пересмотра существующих тысячелетиями семейных и супружеских ролей, обусловленных множеством биологических, психологических, религиозных, социокультурных и прочих факторов.

Одной из отличительных особенностей предвыборного текста ЛДПР является ряд мер по снижению числа абортов. Среди них имеются материальное поощрение за отказ женщины прерывания беременности, введение предабортного психологического консультирования в медучреждениях, государственная опека над детьми-отказниками.

В данном аспекте ЛДПР оказалась единственной партией, в чьих предвыборных материалах присутствуют предложения по решению проблемы массового прерывания беременности.

Отдельное внимание уделяется проблеме бесплодия, решение которой авторы текста видят в организации бесплатного лечения для всех супружеских пар, страдающих этим недугом.

Не менее важным средством преодоления демографического кризиса ЛДПР считает суррогатное материнство, призывая «давать грамоты» и «окружать почетом и уважением» суррогатных матерей.

В отличие от предвыборных программ «Единой России» и КПРФ, проблеме миграции ЛДПР уделяет значительное внимание. На вопрос «Нужны ли России мигранты?» в тексте дается достаточно взвешенный ответ: «ЛДПР выступает за рациональную миграционную политику в интересах Российской Федерации. Нужно провести упрощение процедуры получения гражданства для русских и русскоязычных граждан бывших советских республик…»

Определяя одной из причин демографического кризиса высокую смертность, авторы материала выступают за «формирование у населения установок здорового образа жизни, профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм, алкоголизма, наркомании, табакокурения — то есть именно тех причин, которые формируют сверхсмертность в трудоспособных возрастах», а также «за полный запрет рекламы табака, пива и других алкогольных напитков». Одним из основных пунктов демографической программы ЛДПР провозглашается «реализация мер по улучшению качества питания и повышению эффективности санитарно-эпидемиологического контроля качества питьевой воды».

По аналогии с остальными парламентскими партиями, ЛДПР выступает за развитие системы объектов физической культуры и спорта, игровых и спортивных площадок, за обеспечение доступности спортивных и оздоровительных комплексов для групп населения с низкими доходами.

На гендерно-конфликтогенном фоне, свойственном имиджу лидера партии, вполне обоснованной критике подвергается недавняя идея власти по предоставлению в распоряжении женщине, родившей ребенка второй либо последующей очередности крупной денежной суммы — «материнского капитала» (в терминологии авторов — «женского капитала») в размере 250 тыс. рублей. С точки зрения разработчиков текста такая мера «сводит к нулю участие мужчины и его роль в семье».

«Справедливая Россия»

Подробное представление о построении государственной семейно-демографической политики изложено в предвыборной программе партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь»[9], имеющей почти такое же представительство в Государственной Думе как ЛДПР — почти 40 депутатских мест. В указанной программе семейно-демографическая тематика включена в содержание десяти из двадцати четырех разделов: «Жилье», «ЖКХ», «Культура», «Молодежь», «Семья», «Образование», «Здравоохранение», «Сельское хозяйство», «Экология», «Борьба с алкоголизмом и наркоманией».

Вступительная часть программы как одну из базовых ценностей партии определяет «благополучие семьи», что, согласно тексту, подразумевает укрепление института семьи в качестве последовательной и консолидирующей стратегии российской нации.

При рассмотрении жилищных проблем и определении методов для их решения заслуживает одобрения акцент разработчиков предвыборного текста на семейном характере данной проблемы:

«14 миллионов российских семей живут сегодня в неблагоустроенных домах без горячего водоснабжения и канализации. Почти 4,5 миллиона семей стоят в очереди на получение жилья…».

При упоминании об актуальности разработки программы массового строительства социального жилья, среди ее категорий-адресатов в числе первых названы многодетные семьи.

При рассмотрении проблем ЖКХ также заметен семьецентристский подход: «Проблемы ЖКХ сегодня тяжким грузом ложатся на российские семьи».

При этом в перечне мер обнаруживается сходство содержания одной из них с программным тезисом КПРФ: «Законодательно установить, что максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не должна превышать 10% совокупного дохода семьи».

Не исключено, что установленная идентичность некоторых положений связана с идеологической близостью обеих партий, относящихся к левому спектру политического поля.

Удачная интеграция семейно-демографического компонента наблюдается в разделе, посвященном проблемам культуры. В частности, в рамках инициативы по поддержке отечественной культуры часть дохода от распространения зарубежной теле- и радиопродукции предложено направлять на создание произведений, отражающих семейные ценности.

В разделе «Молодежь» говорится о необходимости увеличить масштабы строительства социального жилья для молодых семей и предоставить этой категории граждан возможность получения беспроцентного кредита на покупку квартиры. Там же предлагается схема списания кредита по репродуктивным основаниям: при рождении первого ребенка списывается 25% кредита, второго — 50%, третьего — кредит погашается.

Центральным для рассматриваемой проблематики является раздел «Семья». Демографический кризис в нем назван угрозой национальной безопасности России, а краткая дескриптивная часть представлена данными о характере воспроизводства и убыли населения. Ключевым положением раздела выступает необходимость поощрения государством рождения и создания условий для воспитания трех и более детей. Семейный образ жизни, ценности материнства и отцовства — указывается в программе — должны стать приоритетными в СМИ и на телевидении.

Перечень мер, предлагаемых «Справедливой Россией» в этом направлении сводится к следующему:

  • возрождение семейных ценностей, повышение престижа материнства и отцовства с использованием возможностей телевидения;
  • выплата «семейной зарплаты» одному из супругов, занятому воспитанием троих и более детей, в размере не ниже социального стандарта потребления;
  • увеличение единовременного пособия при рождении ребенка (до 15 тысяч рублей на первого, 20 тысяч — на второго, 25 тысяч — на третьего и последующих детей);
  • продление оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до трех лет; увеличение различных видов пособий на детей, в том числе с использованием стимулирующего механизма, предполагающего увеличение его размера в зависимости от очередности рождения ребенка: до 3 тыс. рублей на первого, 6 тыс. рублей — на второго и 10 тыс. рублей — на третьего и последующих детей;
  • создание Фонда будущих поколений (перечисление на лицевой счет каждого родившегося гражданина РФ 300 тысяч рублей, которыми можно будет воспользоваться, достигнув совершеннолетия, при условии окончания 11 классов школы и отсутствия судимости);
  • государственное финансирование лечения бесплодия; создание системы профессионального обучения, повышения квалификации для женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности (в том числе при возвращении из отпусков по беременности, родам и уходу за ребенком);
  • введение «демографической» надбавки к пенсии за ответственное родительство — воспитание троих и более детей законопослушными гражданами России;
  • обеспечение доступности детских дошкольных учреждений; полное фактическое бесплатное лечение детей за счет средств федерального бюджета;
  • ужесточение законодательства, касающегося санкций в отношении лиц, уклоняющихся от выплаты алиментов на детей;
  • восстановление инфраструктуры по обеспечению доступного отдыха и оздоровления детей: в первую очередь, детских летних, спортивных, оздоровительных лагерей и т.д.

В разделе «Сельское хозяйство» партия выступает против закрытия фельдшерско-акушерских пунктов в селах, что, на наш взгляд, является весьма злободневной проблемой.

В нескольких последующих разделах рассматриваются проблемы здоровья и продолжительности жизни. Данная тематика встречается, начиная с 9-го и 11-го разделов — «Образование» и «Здравоохранение». В первом из них предусматривается содействие распространению здоровьесберегающих технологий в системе образования, а во втором — увеличение государственных расходов на медицину, повышение доступности медицинского обслуживания, государственное регулирование цен на медикаменты, расширение льгот на получение лекарств, введение всеобщей бесплатной диспансеризации населения, профилактических осмотров и т.д.

В блоке «Борьба с алкоголизмом и наркоманией», кроме описания трагических последствий для страны этих двух зол, предлагаются меры по выявлению, противодействию и профилактике употребления алкоголя и наркотических средств.

Касаясь вопроса миграции, партия, рассматривает его отдельно от семейно-демографической проблематики. В специально отведенном разделе авторы предвыборной программы высказываются за то, что «миграция не должна разрушать сложившегося этнического равновесия и культурных традиций». Государственное регулирование процессов, согласно программе, должно быть ориентировано в первую очередь на бывших соотечественников. Для остальных категорий мигрантов предполагается принятие специальных программ по эффективной социализации, облегчающих их этнокультурную и языковую адаптацию к российским условиям.

Выводы

Как следует из представленного обзора, все в той или иной мере причастные к законотворческому процессу представители власти — президент и парламентские партии, — вне зависимости от идеологии и иных политических обстоятельств, едины в оценке демографической ситуации как проблемной и требующей проведения специальных мер по ее улучшению.

В то же время, исходя из расстановки политических сил в Государственной Думе пятого созыва, логично заключить, что определяющая доля ответственности по формированию семейно-демографической политики возлагается на политическую партию «Единая Россия». Именно этой политической силе, являющейся в прямом смысле партией власти и уже не впервые получившей большинство депутатских мест в высшем законодательном органе, отводится исключительная историческая роль по разработке и утверждению правового обеспечения, играющего стратегическую роль в демографическом развитии страны.

Нельзя не учитывать и высокое значение в формировании мер по преодолению демографического кризиса партии «Справедливая Россия». Имея в разы меньшее представительство в Думе, чем у единоросов, эта политическая сила, полагаем, будет разумно использовать возможность реализации своих планов через верхнюю палату Федерального Собрания, возглавляемую лидером «Справедливой России». Одним из подтверждений верности нашего суждения является законопроект «Об основах государственной поддержки семьи в РФ», подготовленный Советом Федерации в конце 2007 г. и содержащий ряд предвыборных тезисов партии Сергея Миронова.

Весомым обстоятельством, с точки зрения формирования семейно-демографической политики, нам видится и председательство члена одноименной фракции Елены Мизулиной в профильном думском комитете — по вопросам семьи, женщин и детей.

В целом же, проанализировав содержание предвыборных политических текстов, приходится признать, что ряд конструктивных идей, предложенных в предвыборный период, в настоящий момент пока еще остается в декларативном виде.

Кроме того, в подавляющем большинстве предложений основное внимание направлено на финансово-материальный аспект, выступающий, по нашему убеждению, лишь как вспомогательный инструмент при активизации репродуктивного потенциала населения. Решающую же роль в нелегком деле преодоления депопуляции должны сыграть позитивные ценностные трансформации и духовно-нравственное оздоровление российского общества.




[1] Демоскоп Weekly.

[2] Выборы в Государственную Думу / Материал из  Википедии.

[3] Динамика населения Россий в ХХI веке и приоритеты демографической политики / А. И. Антонов, В. А. Борисов. — М. : Ключ-С, 2006. С. 111.

[4] Официальный сайт партии «Единая Россия».

[5] Предвыборная Программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» «План Путина — достойное будущее великой страны». Принята VIII Съездом Всероссийской политической партии «Единая Россия» 1 октября 2007 года, г. Москва.

[6] Там же.

[7] Предвыборная программа Коммунистической партии Российской Федерации. Утверждена ХII съездом КПРФ. «План КПРФ — победа народа! Тезисы предвыборной программы НАСТОЯЩЕЙ партии» / «Российская газета» — Федеральный выпуск № 4515 от 10 ноября 2007 г.

[8] «Российская газета» — Федеральный выпуск № 4522 от 20 ноября 2007 г.

[9] Официальный сайт партии «Справедливая Россия».


Дата публикации: 2010-02-01 01:18:51