Архив

Кризис укрепит семьи и лишит финансирования «связи на стороне»

Как только общество ощутило первое дуновение финансового кризиса, тут же активизировались социологи и прочие исследователи общественного мнения.

Экспертов интересует не только, как оценивают граждане будущее национальной экономики, а также свое личное финансовое благополучие в ближайшей перспективе, исследователи озадачились другим вопросом, а как изменил кризис эмоциональную жизнь россиянина, систему его ценностей.

Людям не до морали и нравственности, рассуждает эксперт ВЦИОМ, директор по коммуникациям. Ольга Каменчук. К волнениям и тревогам года минувшего прибавились опасения по поводу роста безработицы и инфляции. Хотя, впрочем, инфляция россиян волновала всегда. Все большее количество россиян обеспокоены кризисной ситуацией, и большинство ожидает финансовых проблем у своей семьи.

О. Каменчук отмечает, что первый всплеск тревожности и неуверенности, зафиксированный ВЦИОМом в конце года, пошел на спад. Россияне смирились и со снижением заработной платы и с сокращением рабочей недели. Уровень тревожности снизился, и в восприятии кризиса россиянами появилось «рациональное зерно». Тем не менее, размышлений о кризисе и сопутствующих ему сложностях не стало меньше.

Правда, размышления эти нацелены на решение проблем, а не на «посыпание головы пеплом». Россияне снижают количество запланированных трат, собираются экономить на дополнительном образовании, в том числе и туристических поездках, оздоровительном дорогостоящем спорте. Подобные «затягивания поясов», прежде всего, коснутся так называемого «среднего класса» — именно этот сегмент общества потеряет больше всего.

Именно в эти непростые времена может измениться отношение россиян к вечным ценностям — любви и дружбе, семье, детям, романтическим отношениям.

В ходе февральского опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, выяснилось, что количество влюбленных россиян сократилось по сравнению с 2003 и -2008 годом. Сейчас о своей влюбленности уверенно заявляют 45% россиян, когда как годом ранее так считали 54%, в 2003 году — 53%. Выросла также число уверенных в том, что чувство влюбленности не испытывают с 35% до 48%. Исследователи считают, что чувство влюбленности — состояние волшебной эйфории — сложно испытывать в условиях растущих цен и снижающейся заработной платы.

— Интересно, что чаще влюбленными оказываются мужчины, а также женатые респонденты. Любовь, по-прежнему, ассоциируется у россиян с семьей, — говорит О. Каменчук.

— Семья — стабильно в ценностях у россиян, — продолжает руководитель Управления социальных исследований ВЦИОМ Елена Пахомова.

Подавляющее большинство россиян — до 90% говорят о важности дома и очага в их жизни, и по-прежнему важной для россиян остается такая составляющая семейной жизни, как любовь.

Кстати, в то, что миром правит любовь, верят 15% россиян. Их доля выросла с 11% в 2007 году. Кроме того, снизилась доля тех, кто считает, что миром правят деньги — с 54% до 39%. Правда, эта версия все ещё лидирует в вариантах ответа на вопрос, что правит миром.

Исследователи отмечают, как оно и бывает в кризисные времена, выросла доля уверенных в том, что миром правит высшая сила (c 10% до 19%). Таким образом, наступают «золотые времена» для магов, гадалок и прочих оракулов.

В любовь с первого взгляда верят 59% россиян — в равной степени и мужчины, и женщины, и женатые, и неженатые.

Интересны результаты исследования в области первой любви россиян. Большинство россиян (38%) впервые влюбились в возрасте от 13 до 16 лет. 21% — в возрасте 17–19 лет, 18% затруднились ответить.

Беспокойство у социологов вызывает группа населения, которая говорит о первой влюбленности, наступившей уже после 20. По мнению экспертов ВЦИОМ, столь поздние первые любовные переживания говорят о завышенных требованиях к партнеру, наличии барьера к межличностным коммуникациям и др.

Создавать семью с первой любовью россияне не привыкли. 59% опрошенных россиян жениться (выходить замуж) по причине первой любви не стали.

Исследование выявило, что наиболее романтично настроенные россияне проживают в Уральском Федеральном округе и Северо-западном Федеральном округе. Респонденты из этих регионов чаще других «ходят на свидания» и говорят, что «миром правит любовь». А наиболее меркантильны — жители Центрального Федерального округа, Сибирского и Дальневосточного Федеральных округов. Среди жителей эти регионов высока доля тех, кто считает, что «миром правят деньги».

Эксперты ВЦИОМ отмечают, что пока кризис не сказался на планах россиян по рождаемости, хоть и обесценил такие сущности как экология, демография, мораль и нравственность.

— Кризис должен быть очень долгим по времени, чтобы изменилось намерение рожать или не рожать, — сказала Е. Пахомова.

А вообще, финансовая нестабильность, кризис укрепит семьи россиян.

— Сейчас россияне начинают ценить тыл, ведь в кризис люди вспоминают о близких», — комментирует О.Каменчук. — Гражданам очевидно, что карьера, дорогие машины и модные вещи — дело второстепенное, а в семья в таком случае становится «тихой гаванью». Семейные ценности возобладают… от испуга, считает О. Каменчук.

Е. Пахомова, в свою очередь полагает, что «связи на стороне» потеряют былую популярность — слишком уж недешевое это удовольствие. Семья — последний оплот для россиянина, говорят социологи, отмечая, что эта сфера — единственная управляемая стабильность, которая доступна нашим гражданам.


Дата публикации: 2009-02-13 17:16:21