Архив

Телевизор как средство от детей

Не так давно, демографы далекой Бразилии забили тревогу: из-за пристрастия граждан к сериалам рождаемость в стране за 20 лет снизилась на 3 миллиона человек. Кроме того, повысилась частота разводов.

Авторы исследования выявили пагубную динамику сопоставив распространение сигнала «ТВ Глобо» — главного производителя телесериалов с изменением демографических показателей. И вот что оказалось: как только «ТВ Глобо» начинает вещание в том или ином регионе, там неизбежно падает уровень деторождения и растет число разводов.

Вывод был сделан моментально — сериалы пропагандируют «идеалы наживы», и люди «ведутся».

В принципе, такая тенденция не должна слишком огорчать бразильцев — 190 миллионное государство давно хотело снизить слишком высокую рождаемость. Но может заставить задуматься телезрителя в России, чье правительство стоит перед прямо противоположными задачами.

Вообще говоря, когда заходит разговор о проблемах в стране, демографическая ситуация «всплывает» едва ли ни в первую очередь. Помимо дефицита необходимых для нормального воспроизводства социальных ресурсов, неизбежно вспоминают и о причинах социокультурного характера. Кто-то говорит о «кризисе в сознании», кто-то — о «современном образом жизни» или о карьерных перспективах, но суть одна — все больше людей «живут для себя» и продолжение рода в их планы не входит.

И тут, в качестве первопричинного зла, называется телевизор.

Дурное влияние телевидения на рождаемость — явление очевидное, экран забирает много сил, которые можно было бы потратить на что-нибудь стоящее. Не способен человек испытывать сильные эмоции после пары-тройки часов перед «зомбоящиком».

Два года назад в России в рамках правительственных программ по увеличению рождаемости исследователи проанализировали видеоролики на трех общефедеральных телеканалах.

Выяснилось, что половина рекламного контента, использующего изображения семьи, представлено матерями-одиночками. Для сравнения — столь необходимая стране многодетность (пять и более детей) в качестве рекламного образа не использовалась ни разу.

Не секрет, что любой качественный ролик продвигает не только рекламируемый товар, но и определенный образ жизни, с которым он ассоциируется. Как и не является большой тайной тот факт, что в целом холостые граждане тратят на потребительские товары ощутимо больше средств, чем их семейные ровесники. Следовательно и компании, вероятнее всего, ориентируясь на холостого, независимого клиента, заинтересованы продвигать этот образ в рекламе.

Впрочем, краски сгущать все же не стоит: рекламу производителей продуктов питания и предметов быта никто не отменял.

Однако бразильским демографам вторят их коллеги из вполне благополучной Италии: пять часов телевидения в день, и можете смело прощаться с мыслью, что из вас получится отец. Исследовав несколько сотен мужчин в 25 странах Европейского союза, ученые пришли к выводу что пребывание перед телевизором влияет на мужскую способность к воспроизводству. И неважно, какие именно программы смотрят «несостоявшиеся» отцы. Это уже посерьезнее идеалов наживы.

Тут, правда, напрашивается вопрос — а как обстоят дела с использованием столь необходимого в повседневной жизни прибора как компьютер? Ведь значительная часть городских жителей зарабатывает себе на хлеб ежедневно просиживая перед монитором и пять и более часов. Зачастую компьютер выполняет функцию телевизора. И ничего, детей рожают.

Интересные Факты

1. Утверждается, что максимальный всплеск рождаемости в городе Нью Йорк пришелся на обычный октябрьский день 1961 года, когда в результате аварии было отключено электричество. Оставшись без развлекательной составляющей благ цивилизации люди бросились заниматься более интересными вещами.

2. На фоне европейского демографического кризиса Финляндия является одной из немногих стран, где рождаемость в последние годы превышает смертность. Данные свидетельствуют о настоящем «бэби-буме»: у 40% финских семей — двое детей, у 36% — по одному ребенку, стремительно растет число семей с тремя и более детьми.

Такой благоприятной ситуации в значительной степени способствует государство, чего стоит хотя бы закон, согласно которому люди не могут пожениться, не родив ребенка! Однако, поскольку Финляндия — единственная в мире страна, где и президент и подавляющая часть депутатов парламента — женщины, этот факт просто невозможно не учитывать. Кому, как не женщинам знать, что нужно молодоженам?

3. В России непродолжительный всплеск рождаемости был вызван перестройкой. Гласность, ветер перемен, не обошлось и без вмешательства в деликатные процессы нового демократического телевидения, например, в Вологде графики демографов ощутимо поползли вверх через девять месяцев после трансляции первого эротического фильма по местному ТВ. Со времен перестройки бэби-бумов в России больше не было.


Дата публикации: 2009-05-06 19:08:05