Архив

Семейная жизнь и религиозность

Александр Синельников — к.э.н, доцент кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.



Цели и гипотезы исследования

С каким демографическим типом семьи ассоциируется семейный образ жизни в сознании религиозных и нерелигиозных людей?

Как религиозные и нерелигиозные люди относятся к различным аспектам брачного, репродуктивного и сексуального поведения?

Совпадает ли реальное демографическое поведение религиозных людей с их суждениями о том, каким это поведение должно быть?

Выводы

 


 

 

Цели и гипотезы исследования

Наблюдаемое на рубеже ХХ и XXI веков возрождение традиционных российских религий, происходит, как известно, в условиях нарастающего демографического кризиса на всей территории многонациональной и многоконфессиональной России. В связи с этим возникает вопрос: если ценностные установки этих религий имеют ярко выраженную ориентацию на семью и многодетность, то почему же нынешний религиозный ренессанс до сих пор не привел к прекращению демографического кризиса?

Для изучения этой проблемы кафедра социологии семьи социологического факультета МГУ проводит исследование «Религия, семья, дети»[1]. Респонденты заполняли основную анкету, посвященную как их реальной семейной жизни, так и их мнениям о семейной жизни вообще. Кроме того, верующие получали различные (соответствующие их религии) варианты вкладышей к анкете с вопросами об их религиозной активности, касающихся частоты посещения богослужений, соблюдения постов, участия в обрядах, чтения молитв и т.п.

Целью исследования является изучение степени активизации религиозной жизни с точки зрения содействия улучшению демографической ситуации в России, т.е. определение возможности распространения религиозности.

Основные гипотезы, которые проверялись в ходе данного исследования.

  1. Религиозные люди обладают более позитивными демографическими установками — в отношении заключения и сохранения браков, рождения детей и семейной жизни в целом, чем люди, не принадлежащие ни к одной из религиозных конфессий.
  2. Эти установки реально воплощаются в событиях брачно-семейного цикла жизни религиозных людей. Распространение религиозности может способствовать увеличению числа детей в семье и повышению рождаемости.

 

Эти гипотезы основаны на том, что все традиционные религии (хотя и не в одинаковой степени) не одобряют безбрачия светских людей, осуждают супружескую неверность и однополые связи, допускают разводы только в самых крайних случаях, негативно относятся к применению контрацепции и, тем более, к искусственным абортам. Однако выяснить, в какой степени это отражается на демографических установках и демографическом поведении верующих и насколько последние в данном отношении отличаются от неверующих, — можно только путем социологического исследования.

На данном этапе анализа интересно сравнение представителей каждой из трех религий (христианство, ислам, иудаизм) не столько между собой, сколько с нерелигиозными людьми, в число которых не только атеисты, уверенные, что Бога нет, но и агностики, которые не отрицают категорически существования Бога, но и не уверенные в том, что Бог есть, а также деисты. Последние считают что Бог — это сверхъестественная сила, которая создала мир, природу и человечество, но в дальнейшем не вмешивается в судьбу людей. Деисты — это люди верующие, но не религиозные. Они не принадлежат ни к какой конфессии, не признают молитв, постов и обрядов. Деисты, как и агностики, не верят в загробную жизнь, либо если и верят, то не считают, что поведение людей в земной жизни отражается на посмертном существовании. Для нерелигиозных людей нет таких понятий, как грех и воздаяние за грех. Светскую мораль они признают, хотя она нередко оправдывает то, что осуждается всеми традиционными религиями, — неверность, аборты, разводы и т.п.


С каким демографическим типом семьи ассоциируется семейный образ жизни в сознании религиозных и нерелигиозных людей?

К сентябрю 2005 года обработано 706 анкет, заполненных в Москве, Казани, Уфе, Чебоксарах и др., в том числе 352 христианских (237 из них православные Московского Патриархата), 152 иудейских, 97 мусульманских и 105 нерелигиозных.

У приверженцев всех трех религий представления о семейном образе жизни, как правило, более позитивны, чем у нерелигиозных людей. Для христиан эти различия статистически существенны по всем параметрам, для иудеев и мусульман — не по всем, но это может объясняться меньшей численностью респондентов данных вероисповеданий. Лишь ассоциация семейного образа жизни с наличием 5 и более детей у мусульман слабее, чем у нерелигиозных, но различие статистически незначимо.

Христиане, считающие себя весьма религиозными людьми, в заметно большой степени ассоциируют семейный образ жизни с наличием, как законного супруга, так и нескольких детей (двух, трех, четырех, пяти и более), чем христиане, которые указали в анкетах «я человек религиозный, но не слишком»). Различия между этими двумя группами христиан больше, чем между всеми христианами в целом и нерелигиозными людьми.

Как для респондентов всех религий и конфессий, так и для нерелигиозных людей семейный образ жизни сильнее всего ассоциируется с наличием законного супруга, затем — с наличием хотя бы одного ребенка, значительно слабее — с двухдетностью, еще меньше — со среднедетностью (3—4 детей), а на последнее место все группы респондентов поставили ассоциацию с многодетностью (5 и более детей).

Таблица 1 — Средние баллы ответов религиозных и нерелигиозных респондентов на вопрос: «В какой мере семейный образ жизни ассоциируется у Вас с…?»

Христиане Иудеи Му-
суль-
мане
Не-
рели-
гиоз-
ные
Различия между
Религиозные, но не слишком весьма рели-
гиоз-
ные
Всего Нерелигиозными, весьма религиоз-
ными и не
слишком религиоз
ными христи
анами
не
слишком религиоз
ными христи
анами и не
религиоз-
ными
христиа-
нами
иудеями мусуль-
манами
В какой мере семейный образ жизни ассоциируется у Вас с наличием...
...законного супруга?
4,43 4,81 4,51 4,45 4,68 4,28 -0,23 -0,17 -0,40 0,37 0,15
хотя бы одного ребёнка?
4,39 4,43 4,40 4,34 4,16 4,13 -0,27 -0,22 -0,03 0,05 0,26
...двоих детей?
3,93 4,27 4,00 3,93 4,20 3,76 -0,24 -0,17 -0,43 0,34 0,16
...троих-четверых детей?
3,17 3,87 3,35 3,41 3,08 3,06 -0,29 -0,36 -0,03 0,70 0,11
...пятерых и более детей?
2,74 3,56 2,95 3,07 2,42 2,64 -0,31 -0,43 0,22 0,82 0,10
...родителей или других родственников?
3,74 3,88 3,77 3,52 3,59 3,45 -0,32 -0,07 -0,14 0,14 0,29

Примечание: Различия между показателями высчитаны до округления средних баллов до двух знаков после запятой. Расхождения между округленными и неокругленными показателями несущественны и не меняют характера существующих различий. Жирным шрифтом выделены различия средних баллов статистические достоверные на уровне значимости не менее, чем 0,95 (t > 2). Оба эти примечания относятся не только к данной таблице, но и ко всем другим. Установки респондентов определяются по пятибалльной шкале, напоминающей школьную: (5 баллов — в очень большой степени; 4 балла — в большой степени; 3 балла — в незначительной степени; 2 балла — ни в какой степени не связываю), на основании чего выводятся средние баллы.



Для большинства респондентов вступление в брак и рождение первого ребенка уже означает переход к семейному образу жизни. Рождение второго ребенка, по их мнению, не делает образ жизни более семейным. Наличие же трех и более детей для большинства респондентов очень слабо связано с их представлениями о семье. Хотя религиозные респонденты несколько менее негативно относятся к среднедетности и многодетности, чем нерелигиозные, для основной массы верующих всех конфессий семейный образ жизни — это малодетность.

Если произойдет возвращение большинства населения к религии в тех формах, в каких оно имело место до сих пор, то это может ненамного повысить рождаемость, но в рамках преобладающей малодетости — изменится пропорция между числом однодетных и двухдетных семей в пользу последних, семьи же с тремя и более детьми останутся незначительным меньшинством. Следовательно, сохранится режим неполного замещения поколений, а естественная убыль населения будет продолжаться.


Как религиозные и нерелигиозные люди относятся к различным аспектам брачного, репродуктивного и сексуального поведения?


Анкета включала целый блок вопросов, посвященных отношению респондентов к некоторым аспектам брачного, репродуктивного и сексуального поведения.

Религиозные респонденты более позитивно, чем нерелигиозные, относятся к среднедетным и многодетным семьям. Отношение христиан, иудеев и мусульман к людям, которые вообще отказываются вступать в брак и (или) иметь детей, а также к неверным супругам заметно негативнее, чем у людей нерелигиозных.

Религиозные люди более критически относятся к методам, позволяющим избежать нежелательной или несвоевременной беременности. В основном это касается «современных» методов (пилюли, спираль, норплант, стерилизация). Их отношение к так называемым «народным» методам более толерантное, поскольку основной из этих методов (календарный, который конкретно указан в анкете) не предполагает греховного, с их точки зрения, вмешательства в репродуктивный цикл, а основан лишь на воздержании, которое не осуждается церковью. Для верующих всех конфессий характерно более негативное, чем у неверующих, отношение к аборту: он рассматривается как убийство.

Повышение рождаемости невозможно в условиях массовой нестабильности браков. В последние годы две трети браков в России заканчивается разводами, при этом большинство разводящихся либо не имеет общих детей, либо имеет только одного ребенка. Редко какая женщина решится иметь даже двух детей, если она не уверена в прочности своего брака. Разумеется, разводы были всегда и везде в мире. В определенных ситуациях их разрешает любая традиционная церковь, кроме католической. Последняя запрещает развод, хотя и допускает аннулирование брака, то есть признание его недействительным, если сам брак был заключен не по ее правилам. Однако католицизм не относится к числу традиционных для России конфессий, а во всех католических странах разводы разрешены светским законодательством — церковь не смогла сохранить своего влияния на поведение верующих.

При абсолютном исключении возможности развода нельзя было бы заставить недобросовестных супругов соблюдать элементарные правила семейной жизни. Поэтому все религиозные конфессии (кроме католицизма) разрешают расторжение браков, если для этого есть серьезные причины.

Таблица 2 — Средние баллы, отражающие отношение религиозных и нерелигиозных респондентов
к некоторым явлениям современной жизни.

Христиане Иудеи Му-
суль-
мане
Не-
рели-
гиоз-
ные
Различия между
Религиозные, но не слишком весьма рели-
гиоз-
ные
Всего Нерелигиозными, весьма религиоз-
ными и не
слишком религиоз
ными христи-
анами
не
слишком религиоз-
ными христи-
анами и нерели-
гиозными
христиа-
нами
иудеями мусуль-
манами
Как Вы относитесь…
...к  семье с тремя-четырьмя детьми?
2,25 1,53 2,08 1,99 2,20 2,41 0,33 0,42 0,21 -0,72 -0,16
...к семье с пятью и более детьми?
3,01 1,99 2,79 2,59 3,34 3,31 0,52 0,72 -0,03 -1,03 -0,30
...к тому, что некоторые люди вообще отказываются вступать в брак?
2,87 3,42 2,99 3,06 3,34 2,73 -0,26 -0,33 -0,61 0,55 0,14
...к  тому, что некоторые люди вообще отказываются иметь детей?
3,80 4,21 3,89 3,71 4,15 3,47 -0,42 -0,24 -0,67 0,41 0,32
...к  супружеским изменам?
4,07 4,65 4,20 3,98 4,23 3,61 -0,59 -0,37 -0,62 0,58 0,46
...к  использованию методов, помогающих избежать нежелательной или несвоевременной беременности?
1,67 2,96 1,94 1,67 1,95 1,46 -0,48 -0,21 -0,48 1,28 0,21
...к  предохранению от беременности с помощью естественных, «народных» методов («календарь» и т.п.)
1,81 2,39 1,93 2,09 2,14 1,80 -0,14 -0,30 -0,34 0,57 0,02
...к  предохранению от беременности с помощью «современных» методов (пилюли, спираль, норплант, стерилизация)
1,92 3,53 2,26 2,01 1,71 1,67 -0,59 -0,34 -0,05 1,60 0,26
...к  аборту, если семья хочет повременить с рождением ребенка?
3,18 4,57 3,48 3,54 3,56 2,95 -0,53 -0,58 -0,61 1,38 0,23
...к аборту, если уже есть то число детей, которое хотели иметь супруги?
2,54 4,51 2,96 2,92 2,80 2,25 -0,71 -0,67 -0,54 1,97 0,29
...к  разводу из-за того, что один из супругов разлюбил другого и, несмотря на наличие детей, желает расторгнуть брак?
2,43 4,06 2,77 2,59 2,93 2,30 -0,47 -0,29 -0,63 1,62 0,14
к разводу из-за сексуальной неудовлетворенности (в семье с детьми)?
2,99 4,17 3,23 2,99 3,20 2,67 -0,56 -0,32 -0,53 1,18 0,32

Примечание: Средние баллы рассчитаны по пятибалльной шкале, где 1 балл — «считаю допустимым в любом случае», а 5 баллов — «считаю совершенно недопустимым».



В Российской империи до  1917 г. приверженцы всех официально признанных вероисповеданий могли расторгать браки по своим религиозным законам. Для православных уважительными причинами признавались прелюбодеяние, доказанное свидетельскими показаниями или собственным признанием виновного, а также неспособность одного из супругов к брачному сожитию (если она возникла до заключения брака), безвестное отсутствие мужа или жены не менее пяти лет, осуждение одного из супругов за тяжкое преступление на длительный срок заключения и некоторые другие обстоятельства.

Для приверженцев других религий перечни оснований к разводу были иными, но тоже речь шла главным образом об объективных причинах. Для иудеев и мусульман в эти перечни входили бесплодие жены или неспособность либо нежелание мужа обеспечивать семью. У иудеев при разводе по обоюдному согласию в принципе можно не объявлять причину, но на практике община желает ее знать. Если же муж или жена возражает, то раввинский суд выясняет, является ли причина уважительной.

У мусульман мужья формально имеют право на немотивированный развод («талак») даже и без согласия жен, жены же могут требовать развода только в случаях, предусмотренных законом (например, если мужья их не содержат). Однако случаи «талака» редки, поскольку это не одобряется моралью. У православных уже в дореволюционный период имели место разводы и по субъективным причинам (например, сексуальная неудовлетворенность). Чтобы уйти от постылой жены, муж брал на себя вину в прелюбодеянии, которого реально могло и не быть.

Однако и в христианской, и в мусульманской, и в иудейской среде люди, расторгнувшие брак по причинам, непонятным для окружающих или не считавшимся уважительными, пользовались дурной репутацией. Если мужчина развелся с женой не потому, что она изменяла ему, была бесплодной или психически больной, устраивала ему скандалы при людях, либо не заботилась о нем и детях, то ни одна уважающая себя семья не выдавала замуж свою дочь за такого человека, поскольку к нему уже не было никакого доверия.

После революции 1917 года и последующей секуляризации российского общества (в западных странах эта секуляризация произошла и без революций), законы и общественное мнение стали признавать уважительными причинами для разводов любые причины, которыя казались уважительными их инициаторам, несмотря на все возражения покинутых супругов. Сами разведенные перестали пользоваться дурной славой. Закон уже не ограничивал их права на другой брак, тогда как в дореволюционной России супруги, уличенные в прелюбодеянии, надолго лишались этого права.

Детей после развода суды практически всегда оставляют на воспитании у матерей, хотя бы сами эти матери и были виновны в распаде семьи. Раздел имущества тоже никак не увязывается с виновностью того или иного супруга в разводе, а жилье на практике, как правило, достается тому, с кем остаются дети — то есть, бывшим женам. Поэтому страх перед разводом уже не обеспечивает соблюдение элементарных правил семейной жизни — оно больше ничего не гарантирует.

Средний балл, рассчитанный по ответам на вопрос: «Как Вы относитесь к разводу из-за того, что один из супругов разлюбил другого и, несмотря на наличие детей, желает расторгнуть брак?» у христиан составляет 2,77, у иудеев — 2,59, у мусульман — 2,93 и у нерелигиозных — 2,30 (т.е. меньше, чем у представителей всех трех религий). Однако гораздо более заметно различие между весьма религиозными (2,43) и не слишком религиозными христианами (4,06).

Сходная ситуация наблюдается и с вопросом «Как Вы относитесь к разводу из-за сексуальной неудовлетворенности (в семье с детьми)?». Средний балл, рассчитанный по ответам на этот вопрос, у христиан равен 3,23, у иудеев 2,99, у мусульман — 3,20, а у нерелигиозных — только 2,67. И опять-таки самое большое различие — между двумя вышеупомянутыми группами среди христиан — 2,99 и 4,17. Эти две группы почти по всем другим параметрам отличаются друг от друга больше, чем сами христиане в целом — от иудеев, мусульман и даже от нерелигиозных. Различия же между христианами, мусульманами и иудеями, как правило, меньше, чем между представителями каждой из этих групп и нерелигиозными людьми. Однако критическое отношение религиозных людей к абортам, разводам и другим негативным формам семейного и демографического поведения не означает, что им самим это поведение не свойственно.


Совпадает ли реальное демографическое поведение религиозных людей с их суждениями о том, каким это поведение должно быть?


Хотя религиозные люди на словах относятся к среднедетности и многодетности более позитивно, а к разводам и абортам, напротив, более негативно, чем нерелигиозные, это не так уж заметно отражается на их демографическом поведении. Например, доля разведенных среди когда-либо состоявших в браке у нерелигиозных людей составляет 14,5% а христиан 12,3% (т.е. всего лишь на 2,2% меньше). Правда, у мусульман этот показатель заметно ниже (6,1%), что на 8,4% ниже, чем у нерелигиозных. Но у иудеев он равен 18,3%, т.е. на 3,8% больше, чем у нерелигиозных. Довольно заметна и разница между двумя группами христиан: среди весьма религиозных только 6,1% составляют разведенные, а среди религиозных, но не слишком, эта цифра в два с лишним раза выше (14%) и почти совпадает с соответствующим показателем для нерелигиозных людей. Впрочем, ни одно из вышеуказанных различий по долям разведенных между разными группами респондентов не является статистически достоверным из-за малочисленности самих групп.

Доля беременностей, закончившихся искусственным абортом, у иудеев (29,4%) и мусульман (23,1%) несколько ниже, чем у нерелигиозных респондентов (32,8%), а у христиан примерно такая же, как у нерелигиозных — 33,3%. Но статистически достоверны различия по этому показателю только между весьма религиозными христианами (12,4%) и не слишком религиозными их единоверцами (37,4%) — последняя цифра даже несколько больше, чем у нерелигиозных.

Теоретически у весьма религиозных женщин искусственных абортов не должно быть вообще, но эти аборты могли иметь место до того, как они обратились к религии. Данное обстоятельство следует иметь в виду и при изучении разводов. Однако оценка респондентами своих супружеских отношений отражает положение дел (в том числе и в религиозном аспекте) на момент опроса. Условный средний балл оценки выводился по трем вариантам ответа на вопрос: «Не могли бы Вы сказать, как можно было бы оценить супружеские отношения в Вашей семье?»

Таблица 3 — Некоторые характеристики демографического поведения и демографических установок респондентов.

Христиане Иудеи Му-
суль-
мане
Не- религиоз-
ные
Различия между
Рели-
гиозные, но не
слишком
Весьма рели-
гиоз-

ные
Всего Нерелигиозными и весьма религиоз-
ными и не
слишком религиоз-
ными христи-
анами
Не
слишком религиоз-
ными христи-
анами и нерели-
гиозными
христи-
анами
иудеями мусуль-
манами
Доля разведенных среди когда-либо состоявших в браке (в %)
14,0 6,3 12,3 18,3 6,1 14,5 2,2 -3,8 8,4 -7,7 -0,5
Условная средняя оценка супружеских отношений в баллах
4,13 4,37 4,19 4,11 4,05 4,20 0,02 0,10 0,16 0,24 -0,07
Доля беременностей, закончившихся искусственным абортом (в %)
37,4 12,4 33,3 29,4 23,0 32,8 -0,5 3,4 9,8 -24,9 4,6
Среднее число рожденных детей
1,51 2,00 1,62 1,35 1,73 1,36 -0,26 0,01 -0,37 0,49 0,15
Сколько детей лучше всего иметь в семье?
2,25 2,99 2,38 2,73 2,46 2,32 -0,06 -0,41 -0,14 0,74 -0,07
Сколько детей вам хотелось бы иметь при всех необходимых условиях?
2,29 3,41 2,49 2,75 2,62 2,41 -0,09 -0,34 -0,21 1,12 -0,12
Сколько всего детей вы собираетесь иметь сейчас?
1,75 2,29 1,86 1,85 1,99 1,73 -0,13 -0,12 -0,26 0,54 0,02



Для приведения к привычной пятибалльной шкале первый, самый позитивный, вариант ответа «У нас всё хорошо, супружеским отношениям ничего не угрожает» приравнивался к пяти баллам, второй «Конечно, порой случаются ссоры и даже конфликты, но мы любим друг друга и стараемся находить выход из любой конфликтной ситуации» — к четырем баллам, третий «Отношения в семье конфликтные, и я всерьёз опасаюсь развода» — к трем баллам. Средний балл у христиан составил 4,19, у иудеев — 4,11, у мусульман — 4,05, у нерелигиозных людей — 4,20. Эти различия очень малы. Статистически значимо только различие между весьма религиозными христианами (4,37) и христианами не слишком религиозными (4,13).

У верующих всех трех религий средние показатели идеального числа детей «Сколько детей лучше всего иметь в семье?», а также желаемого числа детей «Сколько детей Вам хотелось бы иметь при всех необходимых условиях?» несколько выше, чем у нерелигиозных людей (см. диаграмму):



В случае с идеальным числом эти различия значимы для христиан и мусульман, в случае с желаемым числом — для иудеев, однако различие между ними и нерелигиозными людьми по этому показателю не следует принимать всерьез, поскольку фактическое среднее число рожденных детей в этих двух группах практически одинаково и заметно ниже, чем у христиан и мусульман. К тому же показатели не только фактического, но и среднего ожидаемого числа детей во всех группах респондентов значительно ниже, чем это необходимо для простого замещения поколений: примерно 2,5 ребенка на одну замужнюю женщину, способную иметь детей. Во всех группах среднее ожидаемое число детей даже ниже двух детей на одну женщину — оно составляет 1,86 ребенка у христиан, 1,85 у иудеев, 1,99 у мусульман и 1,73 у нерелигиозных респондентов. Хотя показатель в последней группе несколько ниже, чем во всех других, эти различия невелики и статистически недостоверны. Даже у весьма религиозных христиан этот показатель равен лишь 2,29, что заметно ниже величины, необходимой для обеспечения хотя бы простого замещения поколений (
см. диаграмму):

 


Ожидаемое число детей характеризует реальные (хотя и не всегда осуществляемые на практике) намерения респондентов, а не их теоретические предпочтения. Даже если большинство населения станет религиозным, а их намерения будут полностью реализованы, рождаемость в стране останется слишком низкой даже для простого замещения поколений. Есть основания полагать, что некоторые из тех людей, которые, исходя из религиозных соображений, теоретически одобряют среднедетность и многодетность, а также негативно относятся к абортам, на самом деле ограничивают размер своих семей одним или двумя детьми, используя формально осуждаемую ими контрацепцию и даже искусственное прерывание беременности. Они же, на словах осуждая разводы, нередко расторгают браки, в том числе и по чисто субъективным причинам.

Следует иметь в виду, что многие люди, обозначившие в анкетах свою религиозную принадлежность и даже считающие себя весьма религиозными, редко посещают богослужения, не так уж часто молятся, почти не соблюдают постов и обрядов. От них трудно ожидать выполнения религиозных предписаний о семейной жизни. Поэтому следует различать активно-религиозных и номинально-религиозных респондентов. Анализ предварительных данных показал, что одним из критериев этого различия может быть частота чтения молитв.


Выводы

Предварительный вывод, который можно сделать на данном этапе исследования, состоит в том, что религиозное возрождение в России может способствовать выходу страны из демографического кризиса только в том случае, если большинство населения страны реально вернется к религиозному образу жизни, а не ограничится декларированием своей конфессиональной принадлежности.

Пока же этого еще не произошло: по данным нашего исследования, активно-религиозные люди среди верующих составляют явное меньшинство. Среди христиан лишь 20% считают себя весьма религиозными, среди иудеев — 11%, среди мусульман — 6%. Впрочем, иудеи и мусульмане степень своей религиозности определяют по иным критериям. В этих группах респондентов абсолютное число весьма религиозных людей столь мало, что невозможно вычислять для них статистически значимые показатели.

Обнаруженные в ходе исследования закономерности в целом соответствуют аналогичным данным, полученным американскими учеными в своей стране[2], несмотря на то, что в нашем случае речь идет о других конфессиях и об особом типе государства, где в течение 70 лет официальной идеологией был атеизм.

По данным нашего исследования невозможно определить пропорции между численностью верующих и неверующих во всем населении, но очевидно, что среди людей, причисляющих себя к верующим, активно-религиозные составляют явное меньшинство. Каким бы позитивным ни было их брачное и репродуктивное поведение[3], их влияние на демографическую ситуацию в стране может стать решающим только тогда, когда они станут большинством. Религиозное возрождение оказывает позитивное влияние на демографические установки и демографическое поведение людей. Однако степень этого влияния в современных условиях недостаточна для преодоления кризиса семьи как социального института и прекращения депопуляции, то есть естественной убыли населения. Для решения данной проблемы необходимо чтобы, во-первых, религиозное возрождение охватило большую часть населения, а во-вторых, чтобы это возрождение носило реальный, а не формальный характер.



[1] Работа выполнена при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ).

Проект № 03-03-00-189а. «Сравнительный анализ взаимосвязи принадлежности к различным религиозным конфессиям и семейного поведения населения России в новых демографических, экономических и социально-политических условиях». В разработке анкет под руководством А. И. Антонова также принимали участие М. Рослый, Е. Новоселова, С. Фролов.

[2] Карлсон А. Общество — Семья — Личность: социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход / Пер. с англ. под ред. А. И. Антонова. — М., 2003.

[3] В. Н. Архангельский, на основании данных исследования в Новгородской области, проведенного в 2003 г., также приходит к выводу, что у активно религиозных людей значительно выше идеальное, желаемое и ожидаемое число детей, чем у тех, кто мало посещает церковь, плохо знаком или совсем не знаком с содержанием священных книг своей религии, крайне редко бывает или совсем не бывает на исповеди. По его словам: «Следует подчеркнуть, что ожидаемое число детей достигает необходимого уровня для обеспечения воспроизводства населения или близко к тому у тех, кто бывает на богослужении несколько раз в неделю и кто исповедуется у священника несколько раз в год.

Отметим, кстати, что среди тех, кто бывает на богослужении несколько раз в неделю, 91,7% женщин и 71,4% мужчин исповедуются у священника несколько раз в год. Речь, конечно, не может, по крайней мере, пока идти о сколько-нибудь массовом распространении такого типа людей (например, несколько раз в год исповедуются у священника 7,4% опрошенных женщин (точнее, представителей женского пола) и 4,5% мужчин.

Однако существует группа православного населения, репродуктивное поведение которой соответствует типу, обеспечивающему воспроизводство населения». (См.: Архангельский В.Н. Особенности демографических ориентаций верующих (глава II, § II.5) // Архангельский В.Н., Елизаров  В. В., Зверева  Н. В., Иванова  Л. Ю. Демографическое поведение и его детерминация (по результатам исследования в Новгородской области). М.: ТЕИС, 2005. - С. 99)
[Уточнение о том, что речь идет не о женщинах, а о представителях женского пола, связано с тем, что вопрос: «Как часто вы исповедуетесь у священника?», задавался всем респондентам, начиная с 14 лет. Называть девочек-подростков женщинами некорректно].


Дата публикации: 2010-02-01 01:18:51