Архив

Ценностные ориентации и семейное поведение городского населения современной России

«Демографические исследования», № 5

Анна Узик — аспирантка кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

 


Ценностная проблематика занимает одно из главных мест в социологических и демографических исследованиях. Многочисленные факты и данные научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время ценность семьи, как на институциональном, так и на личностном уровне неуклонно снижается. Семья как социальный институт перестает выполнять свои основные функции, которые перехватываются другими социальными институтами.

Происходит разрушение прежней системы ценностно-нормативной регуляции социального поведения, отмирают те важнейшие экзистенциальные ценности, которые на протяжении тысячелетий обеспечивали устойчивое самосохранение и эффективное функционирование общества. На личностном уровне ценностный кризис семьи как социального института находит свое выражение в изменении структуры ценностных ориентаций личности, в росте её внесемейных ориентаций в ущерб семейным, во всё нарастающем противоречии между ними.

В связи с этим необходимо расширение глубоких исследований семейных и внесемейных ценностей, а также совершенствование существующих социологических методов измерения ценностных ориентаций личности, поиск методик, адекватных новым исследовательским задачам.

Результаты социолого-демографического исследования «Россия-2000», проведенного под руководством А. И. Антонова кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, говорят о широком распространении в обществе ориентаций на внесемейные ценности (на высокий уровень дохода, профессиональный рост, повышение социального статуса и т.д.) [1] .

Большое внимание в исследовании было уделено измерению репродуктивных установок и ориентаций, потребности в детях с помощью различных методик.

Традиционным методом изучения репродуктивных ориентаций является выявление предпочитаемых чисел детей (желаемое, ожидаемое, идеальное число детей). Наряду с этим в исследовании также была применена оригинальная техника «семантического дифференциала», позволяющая получить более точные количественные оценки репродуктивных установок. Этот метод относится к проективным техникам. Семантический дифференциал, созданный американским психологом Ч. Осгудом, нашел свое применение в разных областях знания в том числе в социологической демографии. Впервые в нашей стране на основе техники семантического дифференциала А. И. Антоновым была создана методика выявления репродуктивных установок [2] . Респондентам предлагалось оценить однодетность, двухдетность, среднедетность (3 — 4 детей в семье) и бездетность по ряду шкал антонимов: «активное — пассивное», «свое — чужое», «тяжелое - легкое» и т.д. Чем ближе величина семантического дифференциала к нулю, тем значимее является данный тип детности (см. табл. 1).

Для каждого респондента было получено четыре значения семантического дифференциала: ориентация на однодетность, на двухдетность, трехдетность и бездетность. Наименьшее из них отражает предпочитаемые репродуктивные ориентации.

Распределения по предпочитаемому типу детности отражены в диаграмме (см. рисунок 1).

Результаты показали, что в настоящее время все большую популярность приобретает семья с одним ребенком (50,4%).

Рисунок 1


Сравнение данных по москвичам в «России-2000» с результатами исследования репродуктивных установок в исследовании «Москва-1978» показало, что за прошедшие годы сильно ухудшилось отношение к рождению двоих и троих детей в семье [3] .

 

Таблица 1 Репродуктивные установки городских семей по величине СД«Москва-1978» и «Россия-2000»

Исследование репродуктивных установок Один ребенок в семье Двое детей в семье Трое и более детей в семье Бездетная семья
Москва-1978 4,48 0,64 2,89 11,74
Россия-2000 4,27 5,48 5,04 8,60
Примечание: максимальная величина СД, выражающая самое негативное отношение равна 15,0.

Измерения по методике СД доказывают преобладание в 1970-х годах установок на двоих детей в семье среди различных социальных категорий и групп. В выборке 1319 двухдетных москвичек установка на двухдетность была в 4 раза сильнее, чем на третьего и в 7 раз интенсивнее, чем на единственного ребенка (0,64 против 2,89 и 4,48 соответственно). Интересно, что установка на бездетность в 2,5 раза интенсивнее, чем установка на однодетность (11,74 и 4,48).

Результаты анализа показали, что самые существенные изменения произошли с установками на двоих детей в семье, двухдетность была социальной нормой, преобладающей в обществе. Слабее была установка на трехдетность, но, тем не менее, достаточно весомой, по крайней мере, более весомой, чем нынешняя установка на однодетность, являющаяся сейчас социальной нормой.

Спустя 30 лет люди стали больше ориентироваться на супружеские взаимоотношения, взаимопонимание, психологический комфорт, сексуальную гармонию. Ценность детей снижается все заметнее, при этом отношение к бездетности стало менее негативным, что в дальнейшем может привести к широкому распространению добровольной бездетности.

Подтверждением того, что ценность детей вообще стала иной, является распределение ответов респондентов на вопросы относительно ощущений, связанных с детьми. При оценке слова «Дети» по шкалам антонимов: активное/пассивное, тяжелое/легкое, свое/чужое, светлое/темное и т.д. (интенсивность отношения измерялась на континууме из 7 градаций от -3 до +3) почти половина респондентов воспринимает детей, как нечто темное, чужое, пассивное (см. рисунок 2). Эти результаты весьма неожиданны и являются тревожным фактом при изучении динамики репродуктивных ориентаций и установок, семейных ценностей и норм.

Рисунок 2.  Профиль объекта «Дети» по шкале СД «Светлое — Темное»


(число ответов 867)

По прямым («лобовым») вопросам семейные ценности занимают высокое место. Так достижение жизненного благополучия 90% респондентов связывает с успехом в семейной жизни, 75% — с укреплением здоровья и высокой зарплатой. Наряду с семейными ценностями наиболее значимыми для большинства респондентов являются: наличие собственного источника дохода, уважение со стороны окружающих, повышение уровня образования, квалификации.

При обработке данных исследования «Россия-2000» был применен факторный анализ, цель которого состояла в том, чтобы выразить большое число переменных через меньшее число их группировок, но более емких и существенных.

В результате были выделены 7 блоков вопросов: семья, дети, ценностные ориентации, внесемейные ценности, аборты, религия, доход.

Все вопросы были приведены к стандартному виду и к стандартизированным вопросам применялся факторный анализ по методу главных компонент. В результате этого были получены общие факторы и факторные нагрузки, по которым производилась интерпретация факторов.

В блоке вопросов о семье по факторным нагрузкам наиболее значимыми факторами стали:

  • фактор родительства (материнство, отцовство, воспитание детей);
  • фактор негативного отношения к семье (т.е. семью респондент воспринимает как тормоз для личных успехов, потерю свободы, монотонный и неинтересный домашний труд и т.д.);
  • фактор положительного отношения к семье (семья является источником удовлетворения, источником достижения жизненных потребностей индивидов);
  • фактор высоких семейных ориентаций (высокая значимость безразводной семьи, отрицательное отношение к абортам и др.).

В блоке вопросов относительно репродуктивных ориентаций наиболее значимые:

  • фактор мотивации рождения детей (страх перед абортом, бездетностью как его последствием, потребность в реализации родительства, укрепления семьи, влияние общественного мнения и другие мотивы рождения детей);
  • фактор эмоционального удовлетворения от рождения детей;
  • фактор негативных моментов, связанных с воспитанием детей (дети отнимают важную часть жизни, высокая значимость работы, упущенные возможности и т.д.);
  • фактор репродуктивных установок к рождению определенного числа детей (желаемое, ожидаемое, идеальное число детей).

В блоке вопросов о ценностных ориентациях по факторным нагрузкам были выделены:

  • фактор степени важности для индивида семейных ценностей (проводить свободное время с семьей, быть хорошими родителями, участвовать в воспитании детей, поддерживать тесные родственные связи и др.);
  • фактор высокой ценности детей (такой же, как удачная карьера, богатство, слава, престиж, уважение в глазах окружающих);
  • фактор высокой значимости внесемейных ценностей (карьера, работа вне дома, собственный источник дохода, повышение профессионального и образовательного уровня и др.);
  • фактор внесемейного общения (общение с друзьями, успех у противоположенного пола).

Затем к факторам был применен корреляционный анализ. По линейно-значимым корреляциям анализировались тенденции, наблюдаемые в современном обществе (см. табл. 2,3,4).

В таблицах приведены значимые корреляции и коэффициенты корреляции (от -1 до + 1). Чем выше значение коэффициента по модулю, тем значимее корреляция, которая показывает более высокую вероятность линейной зависимости двух факторов.


Таблица 2 — Корреляционная таблица факторов блока «Семья» с другими факторами

Таблица 3 — Корреляционная таблица факторов блока «Дети» с другими факторами

Таблица 4 —  Корреляционная таблица факторов блока «Ценностные ориентации» с другими факторами


Выявилась обратная зависимость фактора родительства и внесемейных ориентаций: чем выше ориентации на родительство, тем менее допустимыми становятся супружеские измены, сожительства, тем меньшую принципиальную значимость приобретает повышение социального статуса, уровень дохода. Получение эмоционального удовлетворения от семьи напрямую зависит от превалирования семейных ценностей над внесемейными.

Факторный анализ показал, что религиозные респонденты в большей степени ориентированы на семью, семейные ценности, на рождение нескольких детей. У таких респондентов негативное отношение к абортам, сексуальным сожительствам до брака, супружеским изменам.

Несмотря на относительно высокую контрацептивную грамотность многих современных женщин, в опрошенной совокупности широко распространена практика искусственного прерывания беременности, а также весьма позитивное в целом отношение к ним. Чаще всего мотивами абортов становится нежелание потерять хорошую денежную работу, упустить возможность профессионального роста, плохие материальные условия. Из этого следует, что более приоритетными при принятии решения о рождении ребенка становятся внесемейные ценности, которые, по мнению опрошенных, могут стать помехой карьере, мобильности, активности.

Факторный анализ показал, что чем более состоятельными являются респонденты, тем ниже у них репродуктивные ориентации, а также они менее ориентированы на материнство, отцовство. Также была выявлена обратная корреляция между отношением к детям и негативными эмоциями, когда семья воспринимается как потеря личной свободы, тормоз для индивидуальных успехов и т.д.

Необходимо отметить, что практически ни в каких корреляциях, связанных с репродуктивными установками, не фигурирует категория «Доход». Это говорит о том, что малодетность и дальнейшее падение уровня рождаемости не связано с уровнем благосостояния. Безусловно, условия жизни играют определенную роль. Но определяющим фактором является потребность в детях.

Результаты проведенного факторного и корреляционного анализа подтверждают негативную динамику ценностных ориентаций. Хотя семья пока еще продолжает считаться жизненно важной ценностью для многих людей, гораздо большую значимость имеют: высокий доход, карьерный рост, повышение квалификации. Таким образом, семья с детьми становится неконкурентоспособной в борьбе престижных ценностей.

 


 

[1] Основные результаты исследования, его цели и задачи подробно рассматриваются в ряде публикаций. См., например: Антонов  А. И., Сорокин  С. А. Судьба семьи в России в XXI века. М., 2000; Антонов  А. И., Медков  В. М., Архангельский  В. Н. Демографические процессы в России ХХI века. М., 2002.

[2] Антонов А.И. Микросоциологии семьи. М., 2005; Семья и дети / Под ред. А. И. Антонова М., 1982; Антонов  А. И. Социология рождаемости. М., 1980.

[3] Исследование «Москва-1978» (по обширной программе опроса на дому примерно 1500 москвичек с двумя детьми) подготовлено и осуществлено под руководством А. И. Антонова сотрудниками и студентами экономического факультета МГУ. См.: Антонов  А. И. Социология рождаемости. М., 1980; Семья и дети / Под ред. А. И. Антонова. М., 1982.


Дата публикации: 2010-02-01 01:18:51