Архив

Влияние кризиса на демографическую ситуацию в стране

Вячеслав Бобков — доктор экономических наук, директор Всероссийского центра уровня жизни.

— Считаете ли Вы, что население страны сократится в условиях пришедшего мирового кризиса? Стоит ли ожидать уменьшения рождаемости в 2009 году? Возможно ли создать условия для повышения рождаемости? Если да, то какие?

— Как известно, численность населения определяется процессами рождаемости, смертности и миграции.

Рождаемость обусловлена большим комплексом причин, среди которых, на наш взгляд, доминирующее значение имеет установка родителей на желаемое число детей и уверенность в их благополучной жизни в обозримой перспективе.

Уже в 60-е годы прошлого века суммарный коэффициент рождаемости, показывающий сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15–49 лет) при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого исчисляется коэффициент, стал ниже коэффициента простого замещения населения. В стране утвердилась двухдетная модель семьи.

Хаос 90-х годов, приведший к обвальному падению уровня и качества жизни абсолютного большинства населения, предопределили дальнейшее усиление динамики снижения рождаемости в стране. Наметившийся в 1998 году перелом этой негативной тенденции был прерван дефолтом того же года. В 1999 году в новейшей истории России был зарегистрирован самый низкий уровень рождаемости — 1,16 рождений на женщину в возрасте 15–49 лет.

Рост рождаемости в 2001–2004 гг., обусловленный вхождением в детородный возраст относительно многочисленного поколения, сменился в 2005 году некоторым спадом. Предпринятые государством меры по поддержке материнства и детства, центральное место среди которых занял «материнский капитал», придали импульс росту рождаемости в стране, в том числе и за счет отложенных рождений в предыдущие годы.

В 2006 году в стране родилось на 223 тысячи или на 12% детей больше предыдущего года. Однако суммарный коэффициент рождаемости так и не превысил показателя 2004 года (1,296 и 1,340 соответственно), а динамика прироста рождаемости в последующие годы начала снижаться. В 2007 году прирост рождаемости к предыдущему году составил 65%, (родилось на 145 тыс. детей больше чем в 2006 году), а за январь–октябрь 2008 года — 70,4% (в стране родилось на 102,1 тыс. человек больше, чем за соответствующий период 2007 года).

Вступление в репродуктивный возраст в ближайшее десятилетие малочисленного поколения женщин, родившихся в конце 80-х годов и в 90-е годы, предопределяет и снижение рождаемости.

Если на 1 января 2008 года численность женщин в наиболее активном детородном возрасте от 20 до 29 лет составляла 12 миллионов человек, то в возрасте от 10 до 19 лет — 8,4 миллиона, т.е. в ближайшее десятилетие численность наиболее потенциальных матерей сократится почти в полтора раза.

Разразившийся финансовый и экономический кризис, безусловно, отрицательно скажется на рождаемости. Поставленная государством в Концепции демографической политики в Российской Федерации на период до 2025 года задача увеличить к 2016 году суммарный коэффициент рождаемости до 1,685 рождений может быть выполнена лишь при существенном усилении демографической политики в стране, включая рост материальной помощи семье.

Однако пока что руководство страны и регионов заверяет население о выполнении уже имеющихся общих социальных гарантий, без акцентирования внимания к демографическим процессам и, прежде всего, к семьям с несовершеннолетними детьми и молодым семьям. В связи с этим, семьи с родителями репродуктивного возраста, скорее всего, отложат рождаемость или ограничатся одним ребенком.

Смертность. В 2007 году абсолютное число умерших в стране снизилось на 6% (на 145,2 тысячи человек) относительно 2000 года. В результате роста рождаемости и сокращения смертности за этот период естественная убыль населения уменьшилась вдвое: с 958,5 до 477,7 тысяч человек.

К сожалению, статистика десяти месяцев 2008 года отмечает рост смертности относительно соответствующего периода 2007 года, что с учетом финансово-экономического кризиса и усиливающимся процессом старения населения может свидетельствовать о сломе тенденции сокращения смертности в стране.

По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 ноября 2008 г. составила 141,9 млн.человек и с начала года уменьшилась на 113,3 тыс.человек.

Миграция. Росстат констатирует, что увеличившийся за десять месяцев 2008 года миграционный прирост компенсировал две трети (64,0%) численных потерь населения. Однако развернувшаяся в условиях кризиса кампания «Рабочие места — россиянам», скорее всего, с одной стороны, снизит эффективность этого фактора, с другой — увеличит масштабы ксенофобии, тогда как трудовые мигранты, имеющие в своем большинстве низкий уровень общего и профессионального образования, занимают не престижные для россиян рабочие места. Практика последних месяцев прошлого года показывает, что не имеющие работу россияне пока что не спешат занимать вакантные рабочие места, снижающие, уровень их оплаты труда и(или) социальный статус.

Таким образом, относительно низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности, скорее всего, приведут в условиях кризиса к дальнейшему сокращению общей численности населения и к закреплению модели однодетной семьи в последующих поколениях.

— Насколько принятый Закон об использовании материнского капитала для оплаты ипотеки поможет в урегулировании демографического вопроса?

— Использование материнского капитала для оплаты ипотеки касается лишь 5–7% населения, что и определяет его невысокую значимость в демографической политике.

— Какие меры считаете наиболее эффективными в данном случае?

Осознать весь драматизм для страны с крайне низкой плотностью населения (7 человек на 10 кв. км) дальнейшего сокращения его численности и продемонстрировать политическую волю к безусловной реализации утвержденной Указом президента России в октябре 2007 года «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» с дополнительным финансово-экономическим обеспечением, компенсирующим негативные последствия разразившегося кризиса.

Принять уже в самое ближайшее время комплексную программу социальной защиты и поддержки семей с детьми и рекомендовать субъектам Федерации и муниципальным образованиям разработать, утвердить и реализовать соответствующие программы. Предусмотреть в них не только адекватные материальные меры защиты и поддержки семей с детьми, но и повышение социального самочувствия населения, формирование соответствующего морального климата в его различных слоях, установок на рождение детей.

В федеральной и региональной программах активнее использовать различные предложения и меры, выработанные научным сообществом, в т.ч. разработанные в нашем Центре стандарты социально приемлемого уровня экономической обеспеченности семей с детьми различного состава, которые, безусловно, надо обеспечивать всеми мерами государственной социальной и экономической политики.


Дата публикации: 2009-01-14 16:41:51