Архив

Так называемая борьба со СПИДом

Мосгордума против борцов со СПИДом


Президиум Госсовета РФ рассмотрит в эту пятницу вопросы борьбы с инфекционными заболеваниями, в том числе ВИЧ/СПИДом. Со своими предложениями к президиуму сегодня обратятся депутаты Московской городской Думы. Проект обращения уже утвердили сразу пять думских комиссий на совместном заседании в понедельник. Такая оперативность, возможно, свидетельствует о том, что Мосгордума (как это уже неоднократно бывало) «обкатывает» позицию, с которой на Госсовете выступит Юрий Лужков. Если это так, то у некоммерческих организаций, осваивающих международные гранты «в борьбе против СПИДа», возникнут трудности. По мнению депутатов Мосгордумы и приглашенных ими экспертов, непрошенные активисты-общественники принесли в борьбе со СПИДом больше вреда, чем пользы. Сегодня столичный парламент, скорее всего, попросит членов Госсовета приостановить реализацию их программ до тех пор, пока не будут разработаны единые стандарты профилактики ВИЧ/СПИДа в России.

Заседание пяти комиссий Мосгордумы (по здравоохранению, образованию, социальной политике, безопасности и межнациональным отношениям) началось с фрагмента канадского мультфильма, который показывали екатеринбургским школьникам активисты центра «Холис» в рамках программы «Ресурсы здоровья».

Герой по имени Карате (почему-то с сильным южным акцентом) рассказал мультяшным детям 6-8 лет, почему нельзя садиться в машину к педофилу, который предлагает за это деньги. Проблема, как оказалось, лишь в том, что педофил может заразить СПИДом. «Этот мужик хотел трахнуть (полностью соответствует тексту мультфильма, — RBC daily) вас, вы могли заразиться СПИДом», — объясняет Карате. Один мальчик поразмыслил, что за деньги готов рискнуть («Откуда ты знаешь, что у него СПИД? По-моему, он выглядит нормально»). На экране появляются контуры машины и натуралистичный показ того, что в ней происходит: тень снимает с ребенка штаны, делает несколько резких движений и выбрасывает из автомобиля, камера наезжает на него. «Весь негативизм связывается исключительно только с опасностью заражения СПИДом», — начали объяснять присутствующие психологи, но их комментарии, почему этот мультфильм нельзя показывать детям, были, пожалуй, излишними.

Впрочем, как сказали приехавшие из Екатеринбурга члены местных родительских комитетов, это был далеко не самый параноидальный фрагмент мультфильмов про Карате, разработанных, как предположили эксперты, для маргинальных социальных слоев в Центральной Америке и Африке. Ассоциация родительских комитетов Екатеринбурга собрала более семи тысяч подписей против реализации программ центра «Холис» в школах города. Однако участники заседания сошлись на том, что в данном конкретном случае речь идет о профессиональной непригодности педагогов и разрешивших эти программы чиновников местного департамента образования.

Большинством же остальных «некоммерческих организаций» движут вполне коммерческие интересы. Например, в распоряжении RBC daily оказалась презентация проекта «Глобус/PSI», который реализуется консорциумом из пяти НКО: Открытым институтом здоровья, PSI, фондом «Восток-Запад», «СПИД инфосвязь» и фондом «Фокус-Медиа» — в десяти регионах России.

Стоимость проекта только за два года реализации составила более 31 млн долл. Проект позиционируется как «работа по профилактике распространения ВИЧ/СПИДа среди уязвимых групп населения». Однако основной его целью является продвижение вполне конкретной марки средств контрацепции — «социальный маркетинг презервативов Favorite».

Авторы документа отмечают, что к продвижению презервативов Favorite они намерены привлечь региональные центры по профилактике и борьбе со СПИДом, местные медицинские учреждения, структуры, занимающиеся работой с молодежью, другие некоммерческие организации, действующие в области борьбы с ВИЧ/СПИД.

Главным же направлением проекта «Глобус» должна стать «организация и развитие эффективных коммерческих продаж Favorite». RBC daily не удалось получить комментарий в НКО «Центр социального развития и информации» (PSI) о том, чем «социальный маркетинг» отличается от обычного. Однако в компании «Болеар», одном из крупнейших дистрибьюторов средств контрацепции, корреспонденту сказали, что, фактически, права использования бренда Favorite, презервативы под которым производятся немецкой фирмой Condomi Erfurt Produktions GmbH, в России принадлежат PSI. Собеседник из «Болеара», пожелавший остаться неназванным, говорил о PSI не как о гуманитарной некоммерческой организации, а как о полноценном игроке на рынке средств контрацепции.

 

Присутствовавшие на парламентских слушаниях эксперты назвали смешение коммерческих и общественных интересов очень опасной тенденцией. Алексей Мазус, руководитель Московского городского Центра профилактики и борьбы со СПИДом резко отрицательно оценил концепцию «безопасного» секса, которую продвигают НКО в России для «социального маркетинга» презервативов.

По словам г-на Мазуса, в результате произошло снятие фактора страха. Мнимая безопасность при использовании презервативов может способствовать дальнейшему распространению разных инфекций, передающихся половым путем. В Москве, в отличие от регионов, программы, подобные «Глобусу», не получили такого широкого распространения, поэтому уровень заболеваемости в столице не превышает общероссийского. А по сравнению с западными мегаполисами Москва с ее 350 ВИЧ-инфицированными на 100 тыс. населения выглядит в несколько раз благополучнее. Г-н Мазус напомнил, что последние годы ВИЧ распространяется преимущественно половым путем.

Сопредседатель Российской ассоциации сексологов Диля Еникеева полагает, что одним из побочных эффектов сомнительных «просветительских» программ в школах, реализуемых непрофессионалами, стало резкое снижение среднего возраста начала половой жизни подростков с 17 лет до 13. «А это значит, — отметила известный сексолог, — что кто-то начинает в 17, а кто-то и в 9 лет». По мнению г-жи Еникеевой, основа общества — брак. Ориентация на ответственное поведение и семейные ценности по большому счету более надежная защита от заболеваний, передающихся половым путем, чем санкция на случайные связи с множеством партнеров, хоть и с использованием презерватива.

Если в среду Мосгордума проголосует за принятый ее комиссиями проект обращения к президиуму Госсовета (в той или иной редакции это, скорее всего, произойдет, поскольку участвующие в заседании депутаты — почти все члены фракции «Единая Россия», имеющей большинство в столичном парламенте), у губернаторов будет повод обсудить деятельность «презервативных» маркетологов и принять решение о том, как быть с их деятельностью в дальнейшем.

По словам депутата Мосгордумы Людмилы Стебенковой, поскольку капитал большинства замеченных в неприглядной деятельности НКО имеет американское происхождение, авторы проекта обращения сочли необходимым сослаться на концепцию ABC (The ABC Approach), принятую в США как официальную. «A» (abstinence) в этой аббревиатуре значит воздержание от случайных связей, «B» (be faithful) — верность одному партнеру, «C» (correct and consistent condom use) — правильное понимание назначения презервативов — то есть надежного, но не единственного средства защиты, отнюдь не гарантирующего полную безопасность.

Кроме того, цитируемая депутатами концепция исключает смешение маркетинговых программ по продвижению презервативов и государственных мер по профилактике ВИЧ. Депутаты предложат членам президиума Госсовета приостановить все общественные программы до тех пор, пока государство не сформулирует исчерпывающий список требований к их содержанию.


Дата публикации: 2006-04-18 14:51:50