Архив

Курильщиков никто не спасет

В конце прошлой недели компания British American Tobacco Россия (БАТ) за закрытыми для прессы дверями встретилась с «представителями общественности» — главным образом с чиновниками московского и федерального уровня. Журналистам аккредитацию на мероприятие не давали (корреспондент РБК daily присутствовал на нем в качестве эксперта от одной из организаций в сфере здравоохранения), вероятно, чтобы они не увидели, как лица, ответственные за борьбу с распространением курения, помогают БАТ казаться социально ответственной.

Встреча топ-менеджеров БАТ с общественностью проходила в рамках социальной отчетности компании и должна была выглядеть как вечер исполнения желаний. Предполагалось, что «общественность» выдвинет свои предложения о том, как «улучшить бизнес компании «БАТ Россия», а та примет на себя обязательства по их исполнению.

БАТ по случаю отчиталась и об уже выполненных «обязательствах». Например, о переиздании брошюры «Курение и здоровье» тиражом 60 тыс. экземпляров «для распространения среди широкой общественности» в Москве, Санкт-Петербурге и Саратове.

Представители БАТ рассказали, как они уже в течение нескольких лет борются с курением среди детей и подростков, финансируют различные социальные инициативы, плакаты и телевизионные ролики, даже проводят семинары для работников торговли о том, как плохо продавать сигареты детям. Впрочем, как прозвучало в кулуарах, эта бурная деятельность пока явно не приносит результатов, поскольку Россия, по данным ВОЗ, находится на первом месте по количеству курящих несовершеннолетних.

Проблему курения в общественных местах БАТ обозначила таким образом, чтобы не нарушить права курильщиков и не разорить мелкие кафе, запрет на курение в которых, по мнению приглашенного БАТ эксперта из ассоциации рестораторов и отельеров, будет для них фатальным. Ведущая конференции, подчеркнувшая, что никак не связана с БАТ, нашла «смешным», что и автобусные остановки признаются общественными местами.

Впрочем, самая забавная часть закрытого мероприятия — выступления тех, кто призван бороться с курением.

Депутат Мосгордумы Иван Новицкий пригласил БАТ к сотрудничеству при разработке антитабачного законодательства Москвы. «Советоваться с табачной компанией не вполне деликатно. ВОЗ против участия табачных компаний в этом», — заметила в своем выступлении сотрудник НИЦ профилактической медицины Галина Холмогорова, впрочем весь вечер державшая в руках пачку женских сигарет одной из марок БАТ.

По ее словам, супервайзер ВОЗ не может даже приходить на те совещания, где присутствуют представители табачных компаний. Г-н Новицкий тем временем отметил, что бывал в офисе БАТ в Лондоне (там он мог ознакомиться с оборудованием курилок). Так что, вероятно, свое предложение о сотрудничестве Мосгордумы с БАТ он сделал в надежде повторить этот тур.

Представитель Совета Федерации Владимир Гончаренко просто призвал БАТ проанализировать международное законодательство в области регулирования табакокурения. А замминистра Минздравсоцразвития Любовь Глебова, в своем докладе отметившая, что посещает далеко не все мероприятия, на которые ее приглашают, высоко оценила модель «частно-государственного сотрудничества» и «градус готовности разделить ответственность в разрешении этой проблемы» (хотя, по ее словам, «бороться с сознательным выбором невозможно») и предложила БАТ сотрудничать еще и с Общественной палатой.

Представитель Московского департамента науки и промышленной политики города Москвы Раиса Мельникова отметила, что вообще власти заинтересованы в том, чтобы производство и прибыли БАТ росли. Она попросила только, чтобы представители компании ездили по школам с лекциями о вреде курения. Топ-менеджеры БАТ ответили, что напрямую они, как производители сигарет, этого сделать не могут, разве что через некоммерческую организацию «Твой выбор». А представитель департамента рекламы выразила восторг тем, что ее предыдущие предложения БАТ учла, и пригласила компанию поучаствовать в городском конкурсе социальной рекламы.

Никаких данных о результативности этих программ — даже экспертных заключений — БАТ в «отчете» не представила. Напротив, приглашенные БАТ участники все время говорили о невозможности оценки эффективности социальных программ, связанных с профилактикой курения.

Впрочем, вряд ли результатов можно было бы ждать от «антитабачных» материалов БАТ в духе «Группа компаний БАТ производит высококачественную продукцию, которая доставляет удовольствие многим миллионам взрослых потребителей табачных изданий в мире…

Ученым до сих пор не удалось выявить биологические механизмы возникновения и развития заболеваний, связанных с курением, и роль в этом процессе отдельных компонентов табачного дыма» (из брошюры БАТ «Курение и здоровье»). Или: «Нет смысла запрещать рекламу табака, алкоголя, строго наказывать и осуждать детей, пропагандировать здоровый образ жизни» (из реплики подростка, завершающей брошюру «Не унесенные ветром», выпущенную журналом «Здоровье» на деньги БАТ).

«Надо трезво видеть, что акценты таких программ смещены, — говорит РБК daily присутствовавший на встрече Сергей Фролов, преподаватель кафедры социологии молодежи социологического факультета МГУ. — Борьба с курением смещается в область „социальной ответственности“, организации пространства зон курения, борьбы с курением несовершеннолетних. Все это, безусловно, важно и нужно, но к борьбе с курением вообще и заботе о здоровье нации в частности не имеет практически никакого отношения. Все курильщики, „заработавшие“ неизлечимые болезни от курения, сделали это в сознательном возрасте, далеко после совершеннолетия, и разговоры об „осознанном выборе“ курильщика — это лишь красивая форма речи, изобретенная табачным пиаром, эвфемизм, покрывающий страдания, трагедии и смерть».

Как отмечает г-н Фролов, хотя общество могло бы требовать от табачных компаний определенных позитивных шагов (лишь бы не через карманные некоммерческие организации), на реальные и эффективные меры по борьбе с курением табачные кампании никогда не пойдут добровольно.

Курение, убивающее по 5 млн человек в год, по данным ВОЗ, — атрибут бедности. Все социологические данные подтверждают, что чем выше человек стоит на социальной лестнице, тем менее вероятно, что он курит.

Неудивительно, что директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Владимир Аксенов, по его словам, не курит, управляющий директор Джон Тэйлор, как он упомянул, пытался бросить (видимо, успешно, так как выглядел он гораздо лучше, чем на фото в «Отчете»).

Если некоторыми социально успешными людьми курение все еще не воспринимается как маргинальное увлечение, то только потому, что табачные компании уделяют большое внимание репутационному менеджменту. «Эти встречи БАТ с людьми, принимающими решения, являются не чем иным, как репутационным менеджментом», — говорит RBC daily бывшая сотрудница PR-агентства Р.И.М. Porter Novelli, которое продвигает программу для школьников 8-9 классов «Мой выбор», финансируемую БАТ.

Алексей Сапкин


Дата публикации: 2006-11-01 14:38:42