Архив

Путин отметил улучшение демографической ситуации в России

Факты:

Уточненные демографические данные В. Путину представил первый вице-премьер Д. Медведев. Он сообщил, что естественная убыль населения сократилась на 33%. «Повторяю, это только первые шаги, первые результаты. Для того чтобы они были существенными и повлияли бы на демографическое развитие страны в будущем, необходимо сделать все, чтобы те планы, которые мы с вами раньше сформулировали, исполнялись, и необходимо принять дополнительные меры», – заявил российский президент.

Президент России Владимир Путин с оптимизмом констатировал, что демографическая ситуация в нашей стране за последний год несколько улучшилась: рождаемость выросла на 8,5%, а смертность сократилась на 9,5%. Президент подчеркнул, что это — «положительный тренд», который необходимо сохранить, и призвал кабинет министров «сделать все для того, чтобы это скромное, но все-таки движение в нужных нам направлениях продолжалось».

Собрав 3 апреля в Кремле совещание кабинета министров, Путин изложил ряд необходимых мер, которые, по его мнению, потребуют усилий правительства. «Необходимо в ближайшее время провести углубленную инвентаризацию роддомов, женских консультаций, отделений для новорожденных, сформировать комплексную программу реконструкции существующих и строительства новых перинатальных центров на 2008-2010 годы», — заявил президент РФ.

Путин потребовал активизировать мероприятия по снижению смертности от так называемых «управляемых причин», особенно дорожно-транспортных травм. Кроме того, президент России призвал членов правительства, чтобы комплексные программы по снижению смертности от инсультов и инфарктов, о которых давно говорится, начали работать уже в этом году.

«Никакого особого увеличения финансирования — я смотрю, министр финансов напрягся — здесь не потребуется, это все в рамках тех задач, которые мы ставили ранее», — обратился персонально к Алексею Кудрину российский президент. При этом, однако, Путин все же не исключил, что кое-что в планах правительственных расходов придется скорректировать.

Оценить ход реализации и направленность демографической политики российского государства корреспондент КМ.RU попросил Игоря Белобородова, директора Центра демографических исследований, главного редактора сайта Demographia.Ru:

- Демографическая политика нашего государства, в частности последние инициативы президента, конечно, носят положительный характер: нам, безусловно, надо бороться с демографическим кризисом. Однако абсолютизировать экономические меры ни в коем случае нельзя.

То есть направление демографического развития общества определяет идейно-нравственное настроение и ценностные ориентации этого общества, а ни в коей мере не уровень благосостояния. Нам важно не попадать в ту ловушку, в которую долгое время попадали европейские страны.

До настоящего момента демографическая политика во многих странах мира, где была попытка влиять на уровень рождаемости, заканчивалась исключительно экономическими мерами либо же изменениями социального законодательства, направленными на трудовые отношения (например, упрощение трудовых отношений для работающих матерей, пособия, удлинение отпуска и т.п.). Реально ничего не было сделано в вопросах изменения ценностей и ментальности, а без этого мы никуда не двинемся.

Как известно, еще в 1920-е годы в нашей стране примерно шесть детей приходилось на одну женщину, в то время как уровень благосостояния был гораздо ниже, чем теперь. Тогда о тех вещах, которые сегодня предлагаются, никто и мечтать не мог, даже пенсионного обеспечения как такового еще не было. Поэтому именно нравственная парадигма общества определяет его дальнейшее демографическое развитие, рост популяции как таковой.

В этом смысле основную, определяющую роль могут играть основные традиционные институты, прежде всего РПЦ, а также наши многочисленные СМИ. Считаю очень логичным в русле инициативы президента и формирующейся демографической политики сделать так, чтобы по крайней мере государственные каналы проводили редакционную политику, направленную на рост рождаемости.

Нужно прилагать сознательные усилия, которые способствовали бы выработке нового позитивного семейного контента — ролики социальной рекламы, специальные передачи, ток-шоу, телесериалы и т.п.

Необходимо, чтобы популярные звезды призывали не к тому, к чему они сейчас призывают (к насилию, к тому, чтобы быть крутым, проводить досуг за счет употребления алкоголя и наркотиков), а к тому, чтобы человек воспринимался в обществе как состоявшаяся личность за счет семьи и деторождаемости. Причем деторождаемости, которая бы обеспечивала хотя бы простое воспроизводство — не менее 2-х, а желательно 3-4 детей в семье.

Это следующий шаг, который мы должны были бы предпринять после материнского капитала, самый необходимый и своевременный.

Безусловно, медицинская проблематика тоже важна (детская смертность, бесплодие, женские консультации и пр.). Но и здесь свою роль играет информационная составляющая.

У нас есть проблема в том, что многие врачи воспитаны в прежних советских традициях, когда основной задачей государства было привлечь женщину для участия в трудовых процессах, на благо социалистической экономики и роста производства.

Сейчас немного другая ситуация: вырывая женщину из семьи, как раньше, мы не можем надеяться на то, что будет обеспечена стабилизация рождаемости на необходимом для нашего общества уровне. Для этого однозначно нужно воспитывать медицинские кадры в совершенно другом ключе — ориентация на сохранение беременности, а не на аборт, на среднедетную рождаемость (3-4 детей в семье).

Осталось много тех (несмотря на то что многие врачи уже меняют свое мышление), кто своим девизом считает фразу «Зачем плодить нищету?». От таких медиков нам нужно избавляться — не физически, естественно, а менять сознание. Женские консультации должны быть переориентированы.

Сейчас важно, чтобы информационное сопровождение в женских консультациях, испытавшее сильное воздействие со стороны Запада, контрацептивных компаний и общественных организаций, которые боролись с «перенаселением» на планете (та же самая Российская ассоциация планирования семьи, «Ювента», «Юнона» и многие другие) поменялось на принципиально другое. Сейчас это — реклама контрацепции и т.д. Нам же важно пропагандировать позитивное развитие семьи как основу развития общества.

Кстати, если брать сейчас в среднем в мире, то у нас достаточно неплохие показатели и по детской смертности, и даже по продолжительности жизни. Особенно по сравнению со странами Африки, например. А, между прочим, африканские страны численно растут ежегодно, следовательно, именно они диктуют будущее, они его определяют.


Дата публикации: 2007-04-03 14:30:41