Архив

Демографические проблемы решаются не за один день

В 2001 году Правительством Российской Федерации была одобрена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Были определены ключевые направления решения демографической проблемы. Речь шла о создании условий для повышения рождаемости, о снижении высокой смертности и грамотном управлении миграционными потоками. В процессе реализации этой концепции удалось добиться определенных результатов. Однако еще многое предстоит сделать для решения демографических вопросов.

Координатор партии «Единая Россия» по национальным проектам, депутата Государственной Думы Лиана Пепеляева:

— Вопросы демографии являются актуальной проблемой для России. Только за последние пять лет численность населения нашей страны сократилась более чем на 2,5 млн человек. Однако в 2006 году наметились некоторые положительные тенденции. Более того, уже в первые месяцы 2007 года наметились неплохие показатели по увеличению рождаемости. Так, в январе этого года родилось детей на 14,7% больше, чем в январе 2006 года. Причем в ряде регионов этот показатель существенно выше среднероссийского. К примеру, в Липецкой области рост рождаемости в январе нынешнего года составил 25%, в Ивановской — 23%, в Воронежской — 18%. Уровень смертности в январе 2007 года по отношению к январю прошлого года уменьшился на 9%.

Вместе с тем демографическая ситуация в целом по России по-прежнему остается неблагоприятной. Показатели рождаемости и смертности не соответствуют уровню, необходимому для стабилизации численности населения. Высокая смертность остается главной проблемой для нашей страны: она все также превышает рождаемость.

Как отметил Президент России, страна в среднем ежегодно теряет более 700-900 тыс. человек. Эти данные наглядно подтверждают важность и необходимость принимаемых на федеральном уровне мер по преодолению демографического кризиса в стране.

Безусловно, такая глобальная проблема, как демографическая, не решается в короткие сроки, поэтому в вопросах демографии надо планировать не на год и не на два.

С целью стабилизации численности населения и формирования предпосылок к последующему демографическому росту в 2001 году Правительством Российской Федерации была одобрена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Разработчиками этой Концепции выступили Минтруд России, Минфедерации России, Минздрав России с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Концепции были сформулированы основные принципы, задачи и подходы к содержанию и направлениям стратегического курса Российской Федерации в сфере демографии, а также основные направления демографического развития: укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни, стимулирование рождаемости и укрепление семьи, миграция и расселение. По каждому направлению были определены приоритеты деятельности.

Например, в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи приоритетами являются поддержка семей с двумя детьми и более; повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи; создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, достойная заработная плата, а также возможность обеспечить семью жильем; разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

Основными мероприятиями с целью снижения смертности являются реализация программы безопасности движения, пресечение ввоза и производства внутри страны суррогатной алкогольной продукции и формирование у граждан стремления к здоровому образу жизни.

Однако негативные тенденции в демографическом развитии остаются пока достаточно устойчивыми, и важно продолжать активную работу в этом направлении. Хотя на данный момент уже многое реализуется, в частности, материальная поддержка женщины во время отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, компенсация части оплаты дошкольных образовательных учреждениях, предоставление базовый материнский капитал, увеличение стоимости родового сертификата и поддерживать детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

По поручению Президента России в конце марта разработан проект концепции демографической политики до 2025 года. Согласно проекту реализация положений концепции будет осуществляться поэтапно. После доработки проект Концепции будет представлен на заседании президиума Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Важную роль в решении всего комплекса демографических проблем играют регионы. Стоит отметить, что субъекты Российской Федерации на основе Концепции, утверждаемой Правительством России, будут формировать собственную демографическую политику и разрабатывать соответствующие региональные программы. Некоторые регионы уже имеют стратегические программы в сфере демографии. Остальным это еще предстоит сделать.

Так, в настоящее время в 11 субъектах РФ уже приняты региональные программы демографического развития, в 9 субъектах утверждены планы по улучшению демографической ситуации, а в 20 — концепции демографического развития уже реализуются. Регионы, которые уже приняли собственные программы повышения рождаемости и поддержки материнства и детства, имеют значительно более высокий уровень рождаемости, чем в среднем по стране.

В частности, на сегодняшний день концепция демографической политики уже принята в Саратовской области на период до 2015 г., в Иркутской области — на период до 2010 г., концепция «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 г.», программа «Государственная поддержка улучшения демографической ситуации и развития трудовых ресурсов на территории Тюменской области до 2010 г.».

Например, некоторые субъекты в рамках концепций предусматривают реализацию мероприятий по таким направлениям, как обеспечение реальной адресной помощи беременным женщинам, кормящим матерям и уже рожденным детям для оказания помощи и поддержки малообеспеченным семьям, обеспечение рождения здорового ребенка в регионе путем унифицированного подхода к профилактике возникновения патологических состояний у матери и плода с использованием передовых телемедицинских технологий. Такие мероприятия реализуются в Алтайском крае.

В Томской области в рамках концепции разработан дополнительный механизм материальной поддержки семьи. Так, при государственной регистрации ребенка родители получают подарочный набор стоимостью до 1 тыс. руб. При рождении третьего и последующих детей единовременное пособие составляет 10 тыс. руб. на каждого ребенка.

В Костромской области дополнительное региональное единовременное пособие при рождении ребенка составляет 3,5 тыс. руб., второго — 4,5 тыс. руб., третьего и последующих детей — 6 тыс. руб.

В Ханты-Мансийском автономном округе при рождении второго ребенка либо при рождении одновременно двух и более детей на каждого выплачивается по 10 тыс. руб. Кроме того, ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет выплачивается в размере 5 тыс. руб., по уходу за ребенком в возрасте от трех до четырех лет — 2,5 тыс. руб. Также детям, потерявшем кормильца, и детям-инвалидам ежемесячное пособие установлено в размере 1 тыс. руб., а всем малообеспеченным гражданам, имеющим детей, выплачивается ежемесячное пособие в размере 510 руб.

Ни для кого не секрет, что от обеспеченности жильем граждан, в данном случае — молодых семей, зависит улучшение демографической ситуации. Семья, имеющая жилье, свободна в желании иметь двоих и более детей. Некоторые субъекты Российской Федерации региональными программами по обеспечению жильем молодых семей стимулирует рождаемость в регионе. Ведь от благополучия каждой отдельной семьи зависит благополучие всего общества, наше будущее.

Например, в Липецкой области молодым семьям — участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» целевой заем (кредит) на приобретение жилья предоставляется на срок до 30 лет. При этом погашение процентной ставки обслуживания ипотечного кредита осуществляется наполовину: за счет областного (местного) бюджета на безвозвратной основе и за счет средств заемщика.

А при рождении каждого ребенка заем (кредит) на строительство жилья молодым семьям — участникам подпрограммы погашается за счет средств областного (местного) бюджета на безвозвратной основе из расчета стоимости 18 кв. м общей площади приобретенного жилого помещения. Также молодым семьям за счет средств бюджета области предоставляется льготный целевой заем под 8% годовых на строительство собственного жилья. При этом из областного бюджета компенсируется 50% собственных затрат, связанных с оплатой услуг по эксплуатации машин и механизмов, а также возвращаются расходы на сумму, эквивалентную налогу на добавленную стоимость по фактическим используемым строительным материалам.

В Иркутской области в дополнение к правилам, установленным федеральным законодательством, молодым семьям — участникам подпрограммы за счет средств областного бюджета предоставляется дополнительная субсидия в размере не менее 10% средней стоимости жилья для погашения части кредита или займа либо компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья при рождении (усыновлении) ребенка.

В Омской области семьям, взявшим кредит, при рождении (усыновлении) первого ребенка из средств областного бюджета предоставляется дополнительная субсидия в размере 5% стоимости жилья и погашается часть ипотечного кредита, равная стоимости 18 кв. м общей жилой площади. При рождении или усыновлении второго ребенка погашается стоимость еще 18 кв. м, а при рождении (усыновлении) третьего — остаточная стоимость (при этом все погашения не должны превышать расчетную стоимость жилого помещения).

Безусловно, это не весь перечень мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в стране, но главные из них уже в ближайшее время получат правовую основу и начнут осуществляться.


Дата публикации: 2007-04-20 14:28:12