Архив

Проблему мигрантов «кодексами» не решить

Вслед за депутатами Мосгордумы проблемой сохранения исторического облика своего города озаботились и питерские народные избранники. Правда, на этот раз речь идет не об уродливой архитектурной химере в виде охтинского «газоскреба», а облике жителей Северной Пальмиры, который в последние годы претерпевает драматические изменения в связи с наплывом мигрантов.

Не желая изобретать велосипед, резиденты питерского загса решили воспользоваться передовой технологией «культурной адаптации» приезжих, недавно разработанной в стенах московского парламента и представленной на суд общественности в виде инициативы принятия т. н. «кодекса москвича».

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя Комитета по законодательству, член постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Елена Бабич, говоря о предложении петербургских депутатов ввести в городе на Неве свод норм поведения для приезжих, в качестве примера привела уже отмеченную в столичной инициативе «шашлычно-баранью» тему.

По ее словам, многих горожан возмущает поведение некоторых «гостей города», которые в праздник Курбан-байрам повадились в историческом центре Санкт-Петербурга на глазах у всех резать баранов. Что, как считает питерский парламентарий, «никак не может быть приемлемо в нашем городе».

«Мы не против национальной одежды или обычаев, — отдала депутат неизбежную в наше время дань политкорректности и толерантности, — но многие приезжие из других стран и регионов ведут себя крайне невоспитанно и вызывающе. Недавно в центре Петербурга я видела группу женщин, одетых в байковые халаты и домашние тапки. Таким людям необходимо объяснить, что у нас в городе не принято ходить по улицам в домашней одежде».

Впрочем, не успела губернатор города Валентина Матвиенко (главный адресат депутатской инициативы) ознакомиться с депутатскими предложениями, как на место предполагаемого «покушения» тотчас примчалась «полиция нравов» с шумной правозащитной «цветомузыкой» про нарушения общечеловеческих прав и уважение традиций новоприбывших.

При этом традиции местных жителей в глазах этой категории граждан, получается, всегда выступают в качестве второсортных и почему-то выносятся за скобки. Не говоря уже о том, что наши доморощенные мигрантофилы старательно делают вид, что даже не подозревают о таком европейском опыте, как официальный запрет на ношение мусульманками одежды, закрывающей лицо, в Бельгии или недавнее законодательное положение, препятствующее возведение минаретов в Швейцарии.

 

Инициативу питерских парламентариев оценивает директор Института демографических исследований Игорь Белобородов:

— Считаю, что решать эту проблему нужно иначе. Не раздачей каких-то непонятных брошюр, которые могут быть неоднозначно восприняты приезжими, а на более фундаментальном уровне. В первую очередь, за счет квотирования численности гастарбайтеров и продуманной миграционной политики.

Есть и более тонкие механизмы. Другое дело, что их трудно осуществить на практике. Например, стимулировать смешанные браки, при том чтобы в них доминировало мужское начало с нашей стороны. Так или иначе все цивилизации, которые сталкивались с демографическими проблемами, стремились к этому.

Проблема в том, что в условиях низкой рождаемости власти крайне неохотно идут на меры, которые могли бы ударить по экономике (такие как квотирование численности трудовых мигрантов). Получается замкнутый круг: пока не повысится рождаемость, проблема иммиграции не исчезнет. А чтобы повысить рождаемость, нужно, наоборот, переключить внимание с возможности замещения недостающих рабочих рук мигрантами на активизацию собственной репродукции.

Так что надо смотреть в корень проблемы, а не принимать заранее проигрышные решения.

А меры, подобные всякого рода «кодексам», сами по себе могут лишь спровоцировать нагнетание межнациональной напряженности. Введение всякого рода «кодексов поведения» лишь заостряет внимание общественности на этой проблеме, но не решает ее.

Вряд ли его прочитает хотя бы десятая часть приезжих. Проблема адаптации мигрантов связана с их пропорциями по отношению к численности основного населения. Все остальное — лишь паллиатив и имитация бурной деятельности с расчетом на электоральный эффект.


Дата публикации: 2010-06-25 02:00:25