Архив

Совершенствование законодательного обеспечения миграционной политики
Белобородов Игорь Иванович  — кандидат социологических наук, директор Института демографических исследований, главный редактор портала Демография.ру.

Тезисы к докладу на парламентских слушаниях.

Тема миграции и миграционной политики не может рассматриваться в отрыве от текущей демографической ситуации и тенденций в области рождаемости, смертности, воспроизводства населения.

Одна из глубочайших управленческих ошибок, которую допустили многие европейские страны (Германия, Франция. Великобритания, Швейцария, страны Скандинавии и т. д.), — это попытка возместить убывающую численность трудоспособного населения инокультурными мигрантами. Эта ошибка очень дорого обошлась перечисленным странам, где в настоящий момент наблюдается весьма непростая ситуация в области межнациональных отношений.

Концепция так называемой «замещающей иммиграции», когда приезжие выступают в качестве альтернативы убыли коренного населения, чревата тем, что со временем общество, делающее ставку на приезжих, подсаживается на миграционную «иглу».

Такой подход отвлекает внимание и ресурсы от решения проблемы низкой рождаемости, выступающей первопричиной убыли титульного населения.

Вместе с тем, надо признать, что демографические процессы обладают колоссальной инерцией, из-за которой решение проблемы депопуляции займет не одно десятилетие. В условиях снижающейся численности населения, в том числе его трудоспособной части, реализация грамотной миграционной политики должна стать своего рода «ремонтной» мерой.

Подчеркиваем, что решение проблемы трудонедостаточности, имеющей сугубо демографическое происхождение, упирается исключительно в повышение рождаемости до уровня, гарантирующего замещение поколений. Заметим, что сегодняшний коэффициент рождаемости в России в полтора раза ниже этого уровня.

Однако, поскольку даже при достижении необходимых показателей рождаемости процесс стабилизации численности населения займет немало времени, то временной смягчающей мерой является стимулирование приемлемых для российского общества миграционных потоков.

Вместе с тем, признавая целесообразность проведения соответствующей миграционной политики, мы настаиваем на необходимости реализации концепции селективной иммиграции, противоположной по своим целям и содержанию небезопасной политике «открытых дверей».

Конструктивная миграционная политика должна быть научно обоснованной и содержать нестандартные подходы. Текущая демографическая ситуация требует от общества и управленческого сегмента неординарных решений, а главное успешных результатов.

Ниже перечислены некоторые базовые принципы и предложения для реализации эффективных, с нашей точки зрения, подходов к построению иммиграционной политики, в частности, социального управления трудовой миграцией в России.

 

1) Репатриация: приоритет привлечению в Россию соотечественников и ментально близких мигрантов, проживающих за рубежом. 

За пределами России, по разным оценкам, находится от 25 до 30 млн. соотечественников, не считая потомков от смешанных браков. Реальный потенциал репатриации в Россию составляет, по нашим оценкам, не менее 8 млн. человек.

В рамках данного принципа необходимо соблюдение двух важнейших условий: беспрепятственное предоставление гражданства и обеспечение жильем.

Успешность программ по репатриации была показана многими странами:

  • Израиль с 1952 года принял около 2,5 млн. евреев, что составляет более 45% от общей численности всех евреев, проживающих сегодня в Израиле;
  • Франция во времена-Де Голля сумела вернуть на родину 1,5 млн. французов;
  • послевоенная Германия приняла более 10 млн. этнических немцев;
  • Япония после капитуляции репатриировала 4,5 млн. человек из Китая, Кореи, Южного Сахалина;
  • Казахстан при численности населения 15 млн. человек с 1991 года принял около 700 тысяч казахов и т. д.

 

2) Вторая категория, которая должна иметь право на беспрепятственное получение гражданства, — это женщины из других государств, вступающие в брак с российскими мужчинами.

Во избежание распространения фиктивности таких брачных союзов целесообразно выдавать гражданство сразу после рождения первого ребенка, либо в случае доказанного бесплодия, через три года совместного проживания.

Как показывает история, национальная идентичность в основном определяется по мужской линии (в России национальность, фамилия, отчество наследуется по отцу), поэтому предлагаемый упрощенный порядок вступления в российское гражданство должен распространяться только на иностранных женщин, вступающих в брак с российскими мужчинами и постоянно проживающих вместе с мужьями в России.

В целом же межнациональные браки российских мужчин с представительницами других государств должны стать одной из приоритетных государственных задач, поскольку таким образом привлекаются не просто дополнительные мигранты, но и их репродуктивный потенциал.

Особым преимуществом должны пользоваться женщины из государств, в которых сохраняются многодетные нормы репродуктивного поведения.

Одной из мер для привлечения указанной категории мигрантов должно стать инициатива открытия внешнеполитическими структурами и общественными организациями РФ сети российских брачных агентств за рубежом.

 

3) Третья категория мигрантов, которая могла бы претендовать на получение российского гражданства, — это граждане СНГ и прибалтийских государств, не являющиеся соотечественниками, которые отслужили три года в рядах российских вооруженных сил.

Надо предоставить возможность несения воинской службы данной категории лиц, так как с одной стороны — предложенный срок пребывания в российской армии станет хорошим механизмом интеграции, с другой — данная мера позволит частично решить возрастающие проблемы с нехваткой призывников.

Вместе с тем реализация данного предложения в перспективе улучшит предложение на рынке труда. В данном контексте целесообразно делать акцент ментально близких, легко интегрируемых мигрантов из сопредельных государств (Белоруссия, Модавия, Украины, страны Балтии).

 

4) К четвертой категории мигрантов, отвечающих российским национальным и геополитическим интересам, относятся иностранные студенты и аспиранты, обучающиеся в российских вузах, по актуальным для российского рынка труда специальностям. 

В рамках привлечения данной категории мигрантов, должен быть сформирован государственный заказ на иностранных студентов, а также специальная программа лояльности, в виде льгот по оплате за обучение и т. д. Аналогичную практику используют США, Австралия, Новая Зеландия, страны Европы

 

5) Ввести законодательный запрет на усыновление иностранцами российских детей и деятельность соответствующих агентств и других организаций на территории РФ;

 

6) Ввести законодательный запрет на деятельность брачных агентств, а также агентств по трудоустройству, предлагающих услуги по выезду российских граждан за рубеж с целью заключения брака или трудоустройства. 

Этот и предыдущий пункт продиктованы прямыми демографическими и трудовыми потерями, которые несет Россия вследствие перечисленных видов деятельности.

Лишь по официальным данным, из-за активной женской эмиграции, стимулируемой разного рода агентствами по трудоустройству за рубежом, за период с 1994 по 2009 гг. из России выехали почти 900 тысяч женщин.

Отметим, что значительная часть из них преступным путем под предлогом поиска хорошо оплачиваемой работы оказалась вовлечена в секс-индустрию и другие нелегальные виды деятельности.

Полагаю, что реальная цифра уехавших из России женщин является выше официальной в 1,5–2 раза. По имеющимся косвенным оценкам, женская эмиграция привела к прямым репродуктивным потерям в виде нерождения 833 тысяч детей в ближайшее пятилетие.

Подробнее об этой проблеме — см. статью С. В. Рязанцева «Эмиграция женщин из России.

 

7) Создание российскими государственными и частными компаниями производств и иных форм занятости в соседних государствах: Китай, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Азербайджан, Грузия, Армения и т. д.

Например, в Китае на паритетных условиях могли бы успешно функционировать российские или российско-китайские лесообрабатывающие, текстильные, агропромышленные и прочие предприятия.

Иными словами, если мы не хотим иметь всплеска ухудшения межнациональной обстановки и локализации огромного числа инокультурных мигрантов в наших приграничных зонах, то необходимо дать этим мигрантам работу у них на родине.

Такой подход, помимо всего прочего, будет иметь финансово-экономическую отдачу и послужит почвой для укрепления межгосударственных отношений России и названных стран.


Дата публикации: 2011-03-27 23:38:31