Архив

Мигрантов будут завозить «по правилам»

Минздравсоцразвития исполнило поручение правительства и представило механизм организованного набора иностранной рабочей силы из стран, с которыми у нас установлен безвизовый порядок въезда. 

Он подразумевает трудоустройство иностранных работников к определенным работодателям на конкретные рабочие места с известными условиями и оплатой труда. 

Как сообщает Коммерсантъ, набор будет проводиться в рамках квотирования. Квота на 2011 год составляет 1,7 млн человек, при том, что по оценке Федеральной миграционной службы (ФМС), нелегально в РФ трудится от 3 млн до 4 млн мигрантов, а по оценке независимых экспертов — в несколько раз больше. 

В странах СНГ, решивших участвовать в новом оргнаборе, будут открыты центры содействия миграции, которые станут активно контактировать с территориальными органами ФМС и службами занятости населения. Там появятся также центры медицинского освидетельствования, в которых будущие мигранты смогут пройти медосмотр. 

Желающие работать в РФ смогут пройти переобучение с помощью программ, которые одновременно будут направлены на интеграцию мигрантов в российское общество — например, программ обучения русскому языку и культуре. 

Россотрудничество сейчас как раз разрабатывает единую систему обучения и тестирования для потенциальных работников из ближнего зарубежья. 

«Чтобы получить сертификат, потребуется знание грамматики, стилистики, умение общаться не только на бытовые темы, но и по выбранной профессии. В зависимости от базовой подготовки человека такой курс займет от шести месяцев до года», — отметил в разговоре с корреспондентом «Известий» заместитель руководителя Россотрудничества Игорь Морозов.

В Минздраве в свою очередь сообщили, что по новой схеме первыми в Москву и Московскую область приедут арматурщики, бетонщики, маляры, электромонтеры и слесари из Киргизии, а также Узбекистана и Таджикистана. Критерий выбора стран простой.

«В Таджикистане, Узбекистане, Киргизии сохранились ПТУ, которые готовят нужные кадры», — пояснил замначальника отдела трудовой миграции департамента занятости Минздравсоцразвития Александр Коротков. Ну правильно — свое среднее образование низвели под корень, теперь импортировать придется…

В процессе набора мигрантов будут тестировать на соответствие заявленным профессионально-квалификационным требованиям, кандидатуры претендентов также будут согласовываться с работодателем. Затем успешные кандидаты будут направлены к конкретным работодателям. 

Как следует из документа, мигрантам усилиями властей и работодателей будут организованы проезд, прием и возвращение обратно в страну их постоянного проживания, а также миграционный учет, заключение трудовых договоров и временное обустройство. 

«Те страны, которые решат, что они будут участвовать в организованном наборе, будут самостоятельно организовывать центры содействия миграции, медцентры и центры информирования»,- пояснили в Минздраве. 

Вопросы о финансировании, которые могут появиться, будут решаться в ходе подготовки соглашений между странами об организованном наборе. 

Прокомментировать набор миграционных новшеств российского правительства, воспринимаемых рядовыми россиянами как государственная поддержка притока мигрантов в страну, мы попросили директора Института демографических исследований Игоря Белобородова.

— Считаю важным обратить внимание управляющих субъектов на следующие вещи. 

Во-первых, необходимо понять и отрегулировать местонахождение структур, осуществляющих отбор. Одно дело, если они будут при посольстве Российской Федерации в государствах СНГ, и совершенно другое, если это будет отдано на откуп местным предпринимателям, которые уже готовы на этом нажиться и будут заинтересованы отправить к нам каждого второго. 

Второй нюанс связан с качеством и происхождением мигрантов. Есть опасения, что если объемы инокультуроной эмиграции превысят существующие, и без того высокие, пределы, то появится высокая вероятность возникновения межнациональных конфликтов. 

Они и так имеются на бытовом уровне, однако если продолжать в том же духе, то недалеко до более серьезных потрясений. И, естественно, власть в первую очередь заинтересована в том, чтобы их избежать. Ведь Манежная площадь была очень нехорошим сигналом. Это были уже массовые акции протеста. Одна, а потом вторая — сначала перекрыли Ленинградский проспект, потом пришли на Манежную площадь. Причем произошло это совсем недавно. 

Я думаю, что поводов к новым акциям будет все больше и больше, их число будет увеличиваться пропорционально числу некоренных жителей, приезжающих якобы на заработки. Часть из них действительно вносит свой вклад в экономику, а часть имеет сугубо криминальный характер и криминальные цели, это тоже надо понимать. 

Эксперты, естественно, сходятся в том, что из стран СНГ необходимо в первую очередь привлекать своих, то есть представителей коренных народов России. Их осталось очень много, миллионы. 

Я думаю, что эта структура, которая создается для привлечения трудовых мигрантов, должна исходить именно из этих культурных характеристик в первую очередь.

Это не исключает привлечение и иностранцев в Россию, но тогда их образовательный уровень и квалификация должны оправдывать их привлечение. Если человек идеально владеет русским языком, если он демонстрирует серьезные успехи в науке или в той или иной отрасли народного хозяйства — почему бы нет? Но критические величины здесь должны быть как-то квотированы. 

Очень мудро поступают здесь страны Скандинавии. Там в одном подъезде или даже в одном многоквартирном доме не может жить больше одной семьи из конкретной нескандинавской страны. И я считаю, что это правильно. Плотность иностранного населения должна очень строго рассчитываться во избежание межнациональных конфликтов.

Здесь мы заботимся в первую очередь о безопасности самих мигрантов. Ну и, конечно же, об интересах коренных жителей. 

А поскольку эти моменты не отрегулированы и поскольку в Минздравсоцразвития существует ведомство, ответственное за миграционные вопросы, но при этом отсутствует ведомство, занимающееся вопросами семьи и демографического развития, я делаю вывод, что пока приоритетом является привлечение мигрантов. 

А все рассказы о проведении курса на повышение рождаемости, о стимулировании репродуктивной активности коренного населения — это не более чем чиновничьи разговоры. На самом деле получается, что приоритет выставлен очень неправильно, он не в пользу коренных жителей и он не нацелен на исправление нехватки трудовых ресурсов за счет внутренних возможностей. Это самая основная проблема, самая основная претензия к Минздравсоцразвития. 

Необходимо делать ставку на своих жителей. А если мы говорим о привлечении чужих, то пускай это будут представители коренных народов России. Все остальное — уже по остаточному принципу.

Если здесь мы повысили рождаемость должным образом, трудоустроили всех безработных, тогда мы можем привлекать репатриантов — соотечественников из стран СНГ. Когда и те привлечены, и есть свободные места, только тогда можно говорить о привлечении всех остальных. Такая позиция научно обоснована и продиктована логикой жизни и историческим опытом. 

— Существуют ли нормативы, до какого предела можно «разбавлять» коренное население мигрантами и с какого уровня это уже становится опасно? 

— Критическая величина насыщения составляет 11–12%, а по некоторым данным — даже 7–8%. Но у нас они уже превышены, а если взять Москву, то станет видно, что здесь они превышены многократно. 

И криминальная статистика дает об этом знать постоянно: не проходит и дня без каких-нибудь межнациональных разборок. И дело не в том, что какие-то народы плохие или хорошие. Все народы примерно одинаковы, но люди разные. И они имеют разные способы восприятия действительности, различную ментальность. 

Мы уже перешагнули опасный порог. И если мы дальше будем накачивать страну мигрантами, а речь, прежде всего, идет о мегаполисах, которые все это время были очень нерегулируемы в плане миграции, то естественно, что межэтническая напряженность будет только усугубляться. 

— А какие механизмы могли бы регулировать возвращение трудовых мигрантов домой? Что нужно законодательно внедрить, чтобы они поработали и уезжали? Может быть, ввести визы? Или что это может быть?

— Нет таких механизмов. К сожалению, практика показывает, что их не существует. И опыт Германии, которая привлекала турок к себе на работу, а потом ожидала, что они уедут, тому подтверждение. Не уезжают. 

Опыт Швейцарии, Франции и США свидетельствует о том же самом — мигрантов очень легко пригласить, но вы никогда от них не избавитесь. Более того, за приглашением временных трудовых мигрантов, как правило, следует воссоединение семей, которые они перевозят к себе с родины, потом вызывают остальных родственников. 

Впоследствии они требуют натурализации — получения вида на жительство, а потом гражданства. Они становятся равноправными гражданами, при этом, не ассимилируясь, не интегрируясь в культуру принимающего государства. Это повсеместная практика. 

Затем они требуют различных экономических преференций и политических прав. Доходит до того, что впоследствии происходит экспансия целых территорий. Пример Косова очень характерен. 

Пример южных штатов США можно исследовать прямо сейчас, он только подтверждает общую тенденцию. Там уже есть целые латиноязычные поселения, даже города, свои представители во власти. И эта ситуация будет только обостряться.

Не существует способа возвратной миграции. Всегда надо понимать, что из худших экономических условий в лучшие легко уехать, но никто не станет возвращаться обратно. 

— А как вы оцениваете ситуацию с мигрантами, например, в Англии? Мне показалось, что там они приживаются мирно: пакистанцы и индусы обслуживают аэропорт Хитроу, негры — вокзал Виктория, все прочие — работают на фермах, в общественном питании и убирают офисы. Внешне все хорошо, конфликтов не видно. 

— Если бы все было так хорошо, Англия не ввела бы совсем уж жесткое законодательство. Под различными предлогами она даже запретила трудоустройство очень квалифицированных специалистов, например, врачей из Африки.

Было заявлено, что они не могут трудоустроиться в Англии, поскольку из-за этого пострадают их материнские государства. Но всем понятно, что все дело в соблюдении этнического баланса в самой Британии. Тут и там возникают конфликты коренных жителей и мигрантов, целые районы и сферы деятельности захвачены диаспорами, и здесь нет ничего нового. Ситуация накаляется до предела, особенно после терактов в метро несколько лет назад. 

Какого-то просвета в этом деле я не вижу. Всегда будут столкновения цивилизаций и столкновения культур. Ни один мигрант не хочет менять свою идентичность, тем более из стран арабского Востока и Африки, поскольку, таким образом он фактически отказывается от своего происхождения и в глазах многочисленных родственников и друзей выступает белой вороной. 

Тем более что ценности европейских стран совершенно чужды не только для России, но и для этих мигрантов — гомосексуализм как норма вызывает у них только недоумение. Практика планирования семьи, которая преподается в школах, — тоже. Европейская вседозволенность граничит с потерей разума и это является отталкивающим фактором для мигрантов. 

Мигранты не спешат ассимилироваться, они не видят для себя ничего притягательного в этом. Они видят какие-то позорные совершенно практики, видят, как рушатся европейские семьи. Европейцы фактически перестали размножаться, и мигранты поняли, что этот регион можно брать голыми руками только за счет собственной высокой рождаемости. «Европейцы уже давно нам не конкуренты, — думают мигранты, — они просто тихо вымирают, при этом создавая иллюзию, что они являются сверхнацией. Но на самом деле их дни уже сочтены». 

К сожалению, если Россия не одумается, и будет далее следовать путем Европы, то, наверное, они так же скажут и про нас…


Дата публикации: 2011-05-25 18:55:11