Архив

Нужен ли России отбор трудовых мигрантов?

Чиновники правительства Москвы предложили отбирать мигрантов, приезжающих на работу в Россию, прямо у них на родине, еще до въезда в РФ. Эксперты считают, что если и идти на такой шаг, то его должны сопровождать жесткие меры по борьбе с коррупцией, а также приоритетная поддержка соотечественников из стран СНГ.

26 сентября на состоявшейся в Москве городской конференции, посвященной управлению миграционными процессами, председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Алексей Александров заявил, что нужно более четко регламентировать приток трудовых мигрантов в Россию.

По мнению Александрова, властям целесообразно организованно собирать заявки работодателей и доводить их до стран-доноров, чтобы сразу на месте выбирать кандидатов на въезд в РФ по необходимым критериям. А его заместитель Александр Назаров рассказал, что такая работа уже ведется. 18 сентября была подписана программа сотрудничества в области трудового обмена между Москвой и Таджикистаном, а в ближайшее время будет заключено аналогичное соглашение о трудовом обмене между Москвой и Киргизией.

Алексей Александров: надо производить отбор трудовых мигрантов до их въезда в Россию
Поклонники цифр

Повышенное внимание к вопросам миграции в последнее время демонстрируют не только власти Москвы. Владимир Путин осенью прошлого года назвал миграционную политику в числе приоритетных направлений деятельности правительства. А 15 января текущего года вступили в силу закон «О миграционном учете» и поправки к закону «О положении иностранных граждан в Российской Федерации». Новые правила упростили учет и регистрацию иностранцев, но были введены и новые ограничения. В первую очередь они коснулись как раз порядка установления миграционных квот.

В России трудовая квота, т.е. предельное количество иностранцев, которые могут приехать на работу в страну за год, была введена 1 января 2003 года. Однако до нынешнего года число приезжих из государств, с которыми у России действует безвизовый режим (в частности, ряда стран СНГ) не ограничивалось. Квота касалась только тех мигрантов, которые прибывали по визам, и ограничению подлежало само число выдаваемых виз. Сейчас же законом установлены квоты и для иностранцев из «безвизовых» стран, причем наряду с приглашениями на въезд квотируются и приглашения на работу. И понятно, что в первую очередь от нововведений пострадают выходцы из стран СНГ.

Для тех, кто приезжает в безвизовом режиме, трудовая квота на 2007 год по стране в целом установлена на уровне 6 млн человек, в том числе по Москве — 750 тыс. человек. Для иностранцев из государств с визовым режимом квота меньше — около 308 тыс. (включая 60 тыс. — в Москве). Тем не менее, в 2008 году правительство Москвы намерено резко уменьшить трудовые квоты. Количество разрешений на работу, выдаваемых мигрантам из безвизовых стран, планируется сократить втрое — до 250 тыс., а количество виз для трудовой деятельности — до 50 тыс.

Где полезно квотирование

Планы московских властей корреспонденту 5-tv.ru прокомментировал директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. По его мнению, стремление резко сократить трудовые квоты труднообъяснимо с точки зрения объективных демографических тенденций. Все больше людей выходят из возраста максимальной трудовой активности, и трудовой потенциал Москвы, как и России в целом, сокращается. А потому потребность в работниках из-за рубежа с течением времени будет возрастать.

Источник: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН

В ближайшие годы Россия будет испытывать все большую потребность в трудовых кадрах

Конечно, само по себе квотирование, по мнению Белобородова, — достаточно адекватный механизм регулирования трудовой миграции, и его использование во многих случаях «экономически и геополитически целесообразно». Даже если речь идет о притоке неквалифицированных рабочих, принимающая сторона имеет полное право отбирать кандидатов по установленным ею критериям. Удачные примеры таких программ есть в США и Канаде.

Вместе с тем мировой опыт показывает, что существенно повысить эффективность позволяет привязка размера квот, во-первых, к профессиональной принадлежности мигрантов, а во-вторых — к стране их происхождения. Трудно не согласиться, что если, например, инженеры и технологи из Китая отличаются высокой квалификацией, то для этих специальностей должны быть установлены свои отдельные квоты. И логично, чтобы для китайских инженеров квота была существенно больше, чем для специалистов из других стран (при условии, конечно, что они сами стремятся в Россию).

Однако эффективность подобной политики в России напрямую зависит от того, насколько государству удастся держать под контролем коррупцию и применять системные меры против нарушителей законодательства. Более того, как считает Игорь Белобородов, меры по регулированию миграции из стран СНГ должны быть тесно увязаны с Государственной программой содействия репатриации соотечественников, проживающих за рубежом, которая официально действует с января этого года.

Игорь Белобородов: Программа возвращения соотечественников в Россию буксует

Для выходцев из стран СНГ Россия по-прежнему привлекательна в плане трудовой миграции, и поэтому они заслуживают особого внимания. Оптимизировать миграционные потоки из стран СНГ возможно, если удастся максимально облегчить соотечественникам приобретение российского гражданства и получение льгот на жилье. И конечно, чтобы реально заинтересовать этих людей в возвращении на родину, требуются немалые ресурсы.

На практике же, по мнению эксперта, реализация программы содействия соотечественникам пробуксовывает. Посольства и консульства, которым в проекте отведена важная роль, сохраняют пассивность, в целом информационное обеспечение программы недостаточно. Реальное положение дел таково, что сами соотечественники, возможно, знают об этой программе даже меньше, чем россияне.

Юрий Медведев


Дата публикации: 2007-10-04 00:57:07