Архив

Демографический вызов

Борис Грызлов — председатель Государственной Думы РФ

Среди вызовов, которые стоят перед современной Россией, перед Россией, устремленной в будущее, особое значение имеет вызов демографический. Только решив демографический вопрос, только остановив — и развернув в обратную сторону — тенденцию сокращения населения, наша страна сможет занять действительно достойное место в мире.

Картина, которую мы видим сегодня, совмещает в себе два сценария — инерционный и сценарий эффективного развития. Положительные изменения имеют место, но они все ещё не настолько значительны, чтобы можно было успокоиться. Сейчас у государства и общества есть возможность переломить негативные тенденции, заложить фундамент для выхода на новый уровень.

Оценивая причины сложившейся ситуации, многие указывают на то обстоятельство, что сокращение численности населения происходит не только в России, но и во многих других развитых странах. Это действительно так — прежде всего за счет сокращения рождаемости. Но кто сказал, что мы должны принять это за неизбежность?

Кроме того, в нашей стране по сравнению с этими государствами есть одна крайне печальная особенность: сокращение населения происходит не только за счет низкой рождаемости, но и за счет высокой смертности. Устранив главные причины этой высокой смертности, мы сможем добиться заметного результата для страны и, безусловно, помочь миллионам российских семей. Наряду с действиями государства по сокращению смертности от внешних причин, таких как ДТП, ключевая роль будет принадлежать действиям по модернизации здравоохранения, повышению его качества и его доступности. И особого внимания требует главная причина высокой, даже сверхвысокой по международным стандартам смертности — это болезни системы кровообращения. Средства борьбы с ними известны, они везде дают результат. Это развитие высокотехнологичной медицинской помощи и профилактика — пропаганда здорового образа жизни, борьба с курением и алкоголизмом.

Конечно, недавние спортивные победы российских команд и Олимпиада в Пекине станут важным вкладом в повышение популярности занятий спортом. Но только в том случае, если для этих занятий будут созданы необходимые возможности. Подготовка к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи должна стать новым этапом не только в пропаганде спорта, но и в строительстве новых спортивных сооружений и для зимних, и для летних видов спорта: физкультурно-оздоровительных комплексов, футбольных полей и хоккейных площадок, современных школьных спортзалов.

Важную роль в деле придания демографической политике новой динамики сыграли послания президента 2005 и 2006 годов. В них впервые было обращено внимание на необходимость одновременной реализации комплекса мер по созданию условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности, и упорядочению миграции.

Свой вклад в формирование государственной политики внесли и общественные, и партийные инициативы. В конце 2005 года, на своем VI съезде, проходившем в Красноярске, «Единая Россия» предложила дополнить четыре нацпроекта программой «Дети России». Мы подчеркнули, что демографические задачи должны получить такое же внимание государства. На VII съезде в Екатеринбурге в число партийных проектов был включен реализуемый и сегодня проект «Крепкая семья». Тема сбережения народа стала первой в нашем программном заявлении. Партийные усилия сказались на том, что демографический вызов сегодня воспринимается более остро. Полагаю, что год семьи, привлекая внимание общественности к проблеме, одновременно будет способствовать выработке новых предложений.

Послание 2006 года наметило программу реализации масштабных мер, направленных на поддержку семьи и детства. Прежде всего, конечно, это предоставление материнского капитала. Нет сомнений, что выбор поддержки семьи в качестве того направления, которое должно получить финансирование за счет увеличившихся доходов государства, был сделан правильно. На 2007–2010 годы принята федеральная целевая программа «Дети России». На основе задач, поставленных в послании Федеральному собранию 2006 года, в октябре 2007 года утверждена концепция демографической политики до 2025 года. Тем самым впервые в истории современной России демографии был придан статус государственной политики.

Будет неправильно забывать о признаках изменения ситуации, они есть. Наблюдается рост рождаемости, снижаются темпы сокращения численности населения, отмечается даже определенное снижение смертности. Но общая убыль населения, к сожалению, все ещё продолжается. Она ниже, чем в прошлые годы, но ещё недопустима высока. Это около 200 тысяч человек, причем другую долю естественной убыли, составляющую примерно столько же и даже несколько больше, компенсировала миграция.

Мы сможем успешно решать демографические задачи, если обеспечим действительно эффективную систему расселения. Речь идет прежде всего о планировании: планировании размещения производств, планировании развития социальной сферы. Она не должна повторять советский опыт — именно при СССР, увы, чрезмерный акцент на создание крупных городов и даже «агрогородов» привел не только к уничтожению множества малых деревень, но и заложил крайне непрочный фундамент под развитие целых регионов.

А в 1990-х годах, когда государство пустило развитие страны на самотек, эта тенденция только усугубилась. Приток населения получили крупные города и некоторые территории с экспортно-сырьевыми производствами, а малые города и деревни продолжили пустеть. Только с началом нового этапа планирования, но планирования, предусматривающего освоение территории страны, а не просто развитие отдельных отраслей, мы можем говорить, что власть осознала важность развития системы расселения, важность продуманного размещения производств. Крупные проекты, такие как реализуемые сейчас на Дальнем Востоке, такие, как проект «Урал промышленный — Урал Полярный», учитывают территориальную составляющую, и это правильно.

Что касается села, то здесь свою роль играет не только продолжающийся национальный проект, но и программа развития АПК, которой добились депутаты. Реформа местного самоуправления, серьезно изменившая структуру муниципальных органов власти в сельской местности, позволила приблизить органы власти к людям, но ещё предстоит — и здесь многое зависит от партий — добиться более активного участия местного самоуправления на селе в реализации политики развития. Все это необходимо, если мы хотим добиться устойчивого роста населения, а ориентироваться (повторю ту цифру, которая уже была озвучена на съезде партии) будет правильно на 200 млн человек. Именно такой как минимум должна быть численность населения нашей страны, и внешняя миграция в решении этой задачи должна играть далеко не основную роль.

Нельзя сказать, что ХХ век обошелся с Россией бережно. Нашей стране довелось пережить несколько крупнейших демографических кризисов — периодов катастрофического снижения рождаемости при одновременной высокой смертности населения. Революции, голод, гражданская война и две мировые войны, репрессии — все это не могло не сказаться на численности населения. Свой вклад внес экономический кризис 1990-х годов, общество в полном смысле слова испытало шок. По оценкам ряда экспертов, прямые и косвенные демографические потери России в прошлом веке в результате перечисленных потрясений составили 140–150 млн человек. Если бы не эти потери, население России (даже в нынешних границах) к концу ХХ века могло бы быть вдвое больше, чем оказалось теперь, и наша страна могла бы смотреть в будущее гораздо увереннее.

Мы должны видеть причины сегодняшних проблем, но эти причины не могут служить оправданием бездействию. После достаточно долгого переходного периода демографические задачи поставлены в первый ряд общегосударственных задач, и успешность их решения надо воспринимать как приоритетный показатель развития страны.


Дата публикации: 2010-02-01 01:45:03