Архив

Информационное сопровождение семейно-демографической политики
Белобородов Игорь Иванович — заместитель председателя Общероссийской организации «За жизнь и защиту семейных ценностей», директор Института демографических исследований, главный редактор портала Демография.ру, кандидат социологических наук

Доклад на круглом столе
«Пути сотрудничества Церкви, общества и государства
в целях защиты семьи и семейных ценностей» (17.03.2010)



Наталья Якунина — организатор круглого стола, председатель Попечительского совета программы «Святость материнства»


Елена Мизулина — председатель Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей


Протоиерей Дмитрий Смирнов



Протоиерей Максим Обухов — рукводитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь»

Тяжелый демографический кризис, поразивший наше общество, требует разработки комплексной программы демографической политики. Однако, помимо прочего, любая политика нуждается в качественном информационном сопровождении.

Колоссальное значение информационного фактора на формирование потребностей, убеждений и всего образа жизни современного человека очевидно. Учитывая немаловажную роль информационного пространства как в созидании, так и в разрушении ценностного потенциала социума, считаем важным предложить некоторые практические социальные технологии.

Одним из видов информационного сопровождения демографической политики является социальная реклама. Общество не может обойтись без нее, как и современный бизнес не может обойтись без коммерческой рекламы. Ни один товар или услуга, будь они трижды хороши, не имеют шансов на успешную реализацию без качественной рекламы. Аналогично, сегодня ни одна социальная проблема не может качественно решаться без достойного информационного сопровождения.

Далее в докладе мы расскажем о реализации Всероссийской информационной программы по поддержке материнства, детства и семьи, которой занимается Благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства и частично общероссийская организация «За жизнь и защиту семейных ценностей».

За последние три года нами было подготовлено свыше 140 макетов для наружной социальной рекламы, популяризирующих семейные ценности и направленных на профилактику абортов, и сейчас фонд — единственная в России организация, обладающая столь широкой коллекцией социальной рекламы на тему семьи, материнства и детства. И хотя нам приятно быть в лидерах, тем не менее, наша «монополия» в данном сегменте очень печальна, так как свидетельствует о том, что вопросом информационного сопровождения демографической политики в стране должным образом почти никто не занимается.

История программы

Реализация данной программы началась в 2006 г. под характерным слоганом: «С прибавлением!». Начиная с 2006 г. данная социальная реклама была размещена более чем в 40 российских регионах. В разработке указанной социальной рекламы участвовали лучшие специалисты в области рекламы из России и СНГ.

Впоследствии к сотрудничеству удалось привлечь такие компании, как «Уралсиб», «Геополис», газета «Труд», «Детский Мир», «Polaris» и т. д.

Информационную поддержку программы осуществляют портал KM.RU и сайт Демография.ру.

Только за 2008—2009 гг. размещение наших макетов состоялось в следующих городах: Москва, Клин, Кемерово, Якутск, Сургут, Волгоград, Чебоксары, Южно-Сахалинск, Самара, Калуга, Кострома, Буденовск и т. д. Фактически, география социальных кампаний фонда охватывает всю Россию, а в последнее время даже вышла за ее пределы и теперь размещается на Украине и в Белоруссии.


Будённовск

Кострома

Чебоксары

Самара

Сургут

Новый Уренгой

Южно-Сахалинск

Волгоград

Полная коллекция социальной рекламы представлена на сайте фонда.

Принципы программы:

  1. Важно не просто заниматься социальной рекламой, а делать ее максимально профессионально. Поэтому фонд с самого начала, привлек к работе специалистов. Существует опасное заблуждение, что если человек выступает за семейные ценности и осознает необходимость профилактики абортов, то он сможет разработать хорошую социальную рекламу. Ничего подобного! Ведь, когда мы хотим починить автомобиль — мы обращаемся к толковому автослесарю, нужна хорошая фотосъемка — идем к профессиональному фотографу, заболел зуб — обращаемся к опытному стоматологу. Можно, конечно, попытаться решить перечисленные проблемы и самостоятельно, либо «подешевле» у людей не высокой компетенции, но и результат будет соответствующий. Точно так же и социальная реклама является вопросом профессионалов.
  2. Конструктивное содержание. Все информационные продукты в рамках программы разрабатываются без негатива и обвинительной риторики. Например, вся серия макетов по профилактике абортов построена на позитивно ориентированных сюжетах, апеллирующих к материнскому чувству, либо на предупреждении о вреде абортов для женского здоровья. «Расчлененка», кровавое месиво и другие маргинальные сюжеты — строго исключены из информационного арсенала.
  3. Еще одним важнейшим принципом указанной социальной рекламы является использование в семейном контексте образа трехдетной семьи. Именно такая модель семьи по демографическим расчетам способна обеспечить воспроизводство населения. Конечно, хорошо, когда трехдетность не является конечной целью, а плавно перерастает в четырехдетность, пятидетность и далее по возрастающей. Но в условиях, когда 95% семей в России являются малодетными (1–2 детей), с профессиональной точки зрения важно сформировать лояльность для начала хотя бы к трехдетной семье, а для кого-то — сперва создать положительный имидж и семьи двухдетной.
  4. И четвертым правилом является привлечение в качестве дизайнеров и рекламщиков женщин — желательно состоявшихся матерей. Практика показала, что противоабортную тематику они чувствуют гораздо тоньше, чем самые опытные дизайнеры-мужчины. Это проверенный временем и эмпирически установленный факт. Лишь один мужчина-рекламщик сумел пройти через строгий отбор руководства фонда. Впрочем, и он, как оказалось, был по своему базовому образованию отличным психологом.

Антисоциальная реклама

До этого говорилось о том, какой, по мнению специалистов, должна быть социальная реклама, а сейчас хотелось бы показать, какой она быть ни в коем случае не должна.

К сожалению, попытки социальной рекламы подобного рода распространяются в одном из регионов и по сути дискредитируют идею противоаботной деятельности как таковой. По утверждению, специалистов, при взгляде на такие макеты человеческое сознание блокируется и не пускает весь этот негатив. Иными словами, основной посыл такой агитации, находясь за гранью добра и зла, просто не доходит до целевой группы, оставляя ее один на один с проблемой абортов.

Социальный маркетинг и социальный сервис

Вместе с тем информационное сопровождение не ограничивается социальной рекламой. Есть и другие не менее важные формы информационной работы в данном направлении. Наряду с социальной рекламой мы активно используем социальный маркетинг и социальный сервис. О том, что это такое очень ярко говорит социальный проект «Я мама».

В рамках данного проекта в качестве носителей социальной информации были использованы тесты на беременность (упаковка и вложенная инструкция). Именно такой способ является лучшей возможностью обратиться к женщине в тот момент, когда она еще только принимает репродуктивное решение.

На упаковках теста был размещен телефон доверия по вопросам кризисной и незапланированной беременности, который был создан специально под данный проект и в настоящий момент бесплатно принимает звонки со всех российских регионов. Также был указан адрес сопровождающего сайта — mamatest.ru.

В результате и количество обращений на телефон доверия (около тысячи звонков в месяц), и посещений сайта (3500 посещений) показали свою высокую востребованность этой службы. Но главным итогом проекта было, по самым скромным оценкам, сохранение десятков беременностей в месяц, а значит, за время реализации проекта, начиная с февраля 2009 г., в России родились сотни прекрасных малышей.

Социальная видеореклама

Разработка социальных видеороликов — еще одно направление, которое стоит отметить. Приведенные ниже ролики сделаны в короткометражном формате (10–15 секунд) и предназначены для использования в местах скопления людей. Поэтому в ближайшее время мы планируем обратиться к руководству ОАО «РЖД», аэропортов, Комитету по рекламе г. Москвы и в соответствующие региональные структуры с просьбой разместить данные ролики на светодиодных экранах. 

  

Таким образом, деятельность по защите семьи, отцовства, материнства, детства в нашей стране набирает обороты. Однако многое еще впереди… 


Дата публикации: 2010-05-11 01:29:20