Архив

Демографический подтекст коммерческой рекламы

На фоне демографического кризиса в нашей стране, сопровождающегося одновременно двумя факторами: снижением численности населения и общим старением того, что остаётся, – нетрудно предсказать снижение потенциальных рынков сбыта для предприятий, работающих на внутренний спрос. Причем старение населения влияет на этот процесс сильнее, чем простое арифметическое снижение численности. Это связано, во-первых, со снижением общей активности (в т.ч. и потребительской) пожилого человека, во-вторых, со снижением уровня его доходов, в-третьих, с ухудшением здоровья – всё больше денег уходит на врачей да на пилюльки. Конечно, одновременно с этим идёт и повышение уровня жизни граждан, что пока ещё вызывает рост не только удельной, но и общей потребительской активности. Но в перспективе 20-30 лет проблема банальной нехватки потребителей замаячит на горизонте гораздо явственнее. Теперь взглянем на наши телеэкраны. Вопреки устоявшейся привычке, присмотримся к рекламным роликам. Не ко всем, только к тем, где рекламный посыл формируется в виде изображения счастливой семьи. Не важно, чем осчастливлены её члены: соком, йогуртом, или средством для мытья посуды. Важно то, что все «счастливые семьи» изображены двухдетными, один ребёнок реже, трое – нонсенс или утренник в детском саду. С одной стороны, за эталон взято устоявшееся современное представление о семье. Но с другой стороны, мы имеет, говоря техническим языком, самоусиливающийся обратный контур. Т.е. с помощью рекламы идея одно-двухдетных семей получает ещё большее подкрепление в обществе. Любой демограф вам скажет, что для поддержания численности населения этого явно недостаточно. Минимум – два с половиной ребёнка на супружескую пару, да и то в социально благополучных странах с высокой долей смертности от старости, а не от «палёной» водки и пр. прелестей современной России. А вот, собственно, и идея для России. Предприятия потребительского сектора экономики, активно дающие рекламу, в случае, если рекламной концепцией избрано изображение счастливой семьи, должны изображать эти семьи с тремя, а то и четырьмя детьми. Один-два дополнительных актёра вряд ли обвалят рекламные бюджеты. А вот польза от этого очевидная. Думаю, никто не сомневается в том, что в основном рекламные посылы потребителем усваиваются (иначе бы рекламы попросту не было). Так почему бы не нагрузить рекламный ролик ещё одним,  со стратегической точки зрения (глазами промышленника из потребительского сектора), очень важным посылом: Счастливая семья – многодетная семья. Вот и всё. Буквально два слова, как я вижу реализацию этого проекта. На общем собрании Российской ассоциации промышленников и предпринимателей, или какой иной общественной организации, объединяющей владельцев заводов, газет, пароходов, выходит на трибуну оратор и озвучивает эту идею. Три, от силы пять минут. Плюс каждому участнику раздатка на память, чтоб не забыли. Лучше всего, если на одной стороне раздатки (формат А4) девица в бикини, а на другой всё вышесказанное. Девиц в бикини не выбрасывают. И хорошо бы как-то огласить вышеизложенную идею на страницах специализированных журналов. Именно в отраслевых. Скажем, пищевая промышленность, есть же у них свой журнал. Думаю, идея найдёт отклик у предпринимателей. Во-первых, активная демографическая ситуация совершенно необходима для бизнеса, мыслящего долгосрочными категориями, а во-вторых, они же патриоты. Причём горячие. Иначе бы давно уехали в дальнее зарубежье. Конечно, решение демографического вопроса требует комплексного подхода, но если ждать, пока кто-то предложит этот комплексный подход, то… Так пусть же каждый из нас делает, что может: один в спальне; другой в офисе, разрабатывая рекламную концепцию; а кто-то придумывает «Стратегическую оптимизацию рекламных бюджетов для предприятий потребительского сектора».

Источник: Интернет против Телеэкрана


Дата публикации: 2005-12-18 00:48:49