Архив

Технологии демографического роста

Исходя из необходимости неотложного решения демографических проблем, обозначенной Президентом РФ В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ 2005 года,
и осознавая угрозы, которые несет в себе глубокий демографический кризис,


Центр демографических исследований

представляет:

Комплекс социально-демографических технологий, направленных на укрепление института семьи, повышение рождаемости и обеспечение демографической безопасности.

 

Комплекс является инструментальной основой для формирования первой из трех программ, предлагаемых Центром в рамках общей стратегии преодоления депопуляции:

  1. Программа по укреплению института семьи, повышению рождаемости и обеспечению демографической безопасности.
  2. Программа по снижению смертности и увеличению продолжительности жизни.
  3. Программа по оптимизации миграционных процессов (с подпрограммой по репатриации соотечественников).

 

Реализация данного комплекса социально-демографических технологий должна основываться на следующих принципах:

  • соблюдение приоритетности демографических целей и задач по отношению ко всем остальным государственным (экономическим, политическим, социальным и прочим) целям и задачам;
  • дифференцированный подход в зависимости от региональной специфики демографического развития с приоритетным вниманием тем регионам, в которых наблюдается депопуляция и наиболее негативная демографическая динамика;
  • дифференцированный подход в зависимости от уровня детности и уровня жизни конкретных семей и социальных групп;
  • применение технологий стимулирующего и поощрительного характера исключительно в отношении коренных жителей. Под последними понимаются российские граждане, проживающие на территории Российской Федерации в течение последних 15 лет (начиная с 2006 г.). Данный принцип не распространяется на представителей коренных народов, вернувшихся в Россию в рамках подпрограммы по репатриации соотечественников. Репатрианты, независимо от времени проживания в России, приравниваются в отношении упомянутых мер к коренным жителям.

 

При разработке данного комплекса были использованы материалы Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и кафедры социологии семьи и демографии МГУ им. М.В. Ломоносова.


 

Итак, комплекс социально-демографических технологий, направленных на укрепление института семьи, повышение рождаемости, и обеспечение демографической безопасности России, предполагает следующее.

В организационно-идеологической сфере:

  • официально закрепить в качестве высшего национального приоритета и отстаивать перед международным сообществом право России на проведение суверенной демографической политики, направленной на преодоление депопуляции и увеличение численности населения;
  • вести законодательный запрет и уголовную ответственность за осуществление на территории Российской Федерации деятельности, по снижению рождаемости и сокращению численности населения;
  • ввести в качестве основных критериев результативности деятельности федеральных и региональных органов власти показатели демографического роста и индикаторы социального благополучия;
  • проводить бескомпромиссную борьбу с коррупцией и безответственностью. Расценивать преступления, способствующие ухудшению демографической ситуации, как измену государственным интересам и преступления против нации;
  • ввести в составе Правительства РФ должность заместителя Председателя (вице-премьера), отвечающего за реализацию демографической политики;
  • образовать при Президенте Совет по демографической безопасности;
  • создать при Правительстве РФ Фонд демографического развития России для оказания финансовой помощи на реализацию мер демографической политики, проведение исследований и других необходимых мероприятий;
  • инициировать финансовую поддержку Фонда со стороны бизнеса;
  • консолидировать политический и общественный потенциал для выработки и принятия на высшем государственном уровне стратегии преодоления депопуляции. Создать общественно-государственный орган для содействия решению демографических проблем;
  • разработать и реализовать долгосрочную стратегию преодоления депопуляции, учитывающую духовно-нравственную составляющую демографического развития страны и направленную на укрепление института семьи, повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности и качества жизни, оптимизацию миграционных процессов и обеспечение демографической безопасности;
  • организовать научную (демографическую и фамилистическую) экспертизу всех государственных решений с точки зрения их вероятного влияния (положительного или отрицательного) на прочность брака и семьи;
  • создать при органах государственной власти всех уровней департаменты, комиссии (или иные структурные единицы) по демографическим вопросам, ответственные за реализацию стратегии преодоления депопуляции, а также за проведение демографической экспертизы нормативных решений, информационно-просветительскую работу и обеспечение соответствующего мониторинга и контроля за эффективностью реализуемых мер;
  • предусмотреть механизм прямой ответственности государственных служащих, а также всех специалистов, чья деятельность непосредственно влияет на демографические процессы, перед соответствующим департаментом (комиссией) по демографическим вопросам на федеральном и региональном уровнях;
  • поддержать государственные и общественные программы и законопроекты, способные оказать положительное воздействие на обеспечение демографической безопасности, укрепление института семьи, повышение уровня рождаемости и т.д.;
  • содействовать распространению демографического образования, являющегося необходимой основой для консолидации интеллектуальных сил в преодолении депопуляции;
  • обеспечить согласованность действий всех властных структур для достижения конечной цели демографического развития — преодоления депопуляции;
  • разработать и реализовать комплекс разъяснительных мероприятий для управленческого контингента и населения в целом, раскрывающих действительные причины и вероятные социально-экономические, политические, оборонные и культурно-исторические последствия длительного сохранения нынешних демографических тенденций;
  • повысить качество информации о населении и устранить существующие недостатки статистического учета в соответствии с рекомендациями ученых;
  • организовать проведение ряда исследований с целью наиболее эффективной реализации стратегии преодоления депопуляции и получения необходимой информации, имеющей демографическое значение: данные о миграционном потенциале русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего зарубежья; об особенностях восприятия мер социальной и демографической политики со стороны различных групп населения; о факторах здоровья и самосохранительного поведения и т. д.;
  • содействовать созданию и работе региональных центров по изучению проблем семейной жизни, разработке модели крепкой семьи;
  • развивать контакты с международными организациями, имеющими сходные цели — укрепление семьи с несколькими детьми, преодоление депопуляционных тенденций;
  • учредить государственную награду родителям, воспитавшим пятерых и более детей;
  • ввести в практику психологическое консультирование лиц, подающих заявления на регистрацию брака, по различным вопросам семейной жизни, их тестирование с целью корректировки возможных нарушений супружеских отношений, предотвращения разводов;
  • способствовать организации полноценного семейного досуга и отдыха;
  • поддерживать легитимную брачность и противодействовать распространению внебрачных сожительств посредством соответствующего законодательного регулирования и мер социальной политики (по всем видам льгот, пособий и иных форм государственной поддержки ориентироваться на официально-зарегистрированный брак, т.е. брачный союз мужчины и женщины, оформленный в установленном порядке).

В области информационной политики и СМИ:

  • повышать уровень освещения демографических проблем в СМИ, способствовать формированию общественного мнения, благоприятствующего проведению в стране государственных и общественных мероприятий, направленных на преодоление депопуляции, улучшение условий жизни семей с несколькими детьми и стимулирование рождаемости;
  • переориентировать СМИ с пропаганды крайнего индивидуализма и агрессии, внесемейного и бессемейного образа жизни на пропаганду положительных образцов жизни в семье; способствовать всеми доступными информационными средствами возрождению многовековых семейных традиций России;
  • в целях демографической безопасности противодействовать распространению информационных проектов, направленных на слом национальной идентификации, разрушение семейных ценностей и снижение рождаемости (в теле- и радиопространстве, среди журнальной и газетной продукции, в сети Интернет и т.д.);
  • направлять усилия на возрождение и утверждение в обществе мужской семейной (супружеской и отцовской роли), путем включения данного аспекта в повестку СМИ и социальную рекламу;
  • ввести уголовную ответственность за пропаганду извращений и девиантных форм идентификации и поведения, в частности: разврата, проституции, педофилии, «однополой любви», супружеской измены, внебрачного сожительства и т.п.;
  • обязать СМИ проводить предварительную демографическую экспертизу в отношении всех медиапродуктов перед их выходом к потребителю;
  • активизировать создание специальных теле- и радиопередач, ток-шоу, художественных и документальных фильмов, газетных и журнальных рубрик, иных информационных проектов, популяризирующих семейные ценности и способствующих формированию позитивного отношения к супружеству, родительству, полной семье с несколькими детьми;
  • создать привлекательные условия для участия коммерческих структур в социальной рекламе и других информационных проектах, направленных на преодоление демографического кризиса (снижение налогов, награды, премии и т.д.);
  • способствовать развитию информационных и культурных мероприятий (форумов, конгрессов, конференций, выставок, концертов, фестивалей и т.д.), пропагандирующих семейные ценности и способствующих преодолению депопуляции;
  • проводить широкомасштабные рекламные кампании с просемейным содержанием в СМИ и на различных наружных носителях:
  • популяризация семейного образа жизни;
  • акцент на преимуществах семьи с 3—4 детьми;
  • повышение престижа отцовства и материнства;
  • профилактика абортов;
  • усыновление;
  • защита материнства и детства;
  • гармонизация семейных отношений;
  • профилактика сиротства и т.д.


  • запретить рекламу абортов и контрацепции в СМИ;
  • не допускать показа порнографии и откровенной эротики;
  • создавать и популяризировать семейно ориентированные проекты в сети Интернет.

В области жилищной и градостроительной политики:

  • разработать градостроительную концепцию и стратегию расселения с учетом демографических интересов государства, плотности населения в конкретном регионе и существующей геополитической обстановки;
  • устранить негативные последствия стратегии расселения советского периода (населенные пункты с диспропорциями в половой структуре населения, образованные вследствие ориентации на узкоспециализированную деятельность градообразующих экономических, оборонных и иных субъектов социального и государственного значения — «военные городки», «текстильные», «научные», «промышленные» и прочие поселения);
  • способствовать проведению деурбанизации с ориентацией на создание небольших населенных пунктов, основанных на частном домовладении и землепользовании;
  • способствовать возрождению сельского хозяйства, в том числе путем развития семейных форм бизнеса (выделение земли в собственность или в долгосрочную аренду, содействие формированию класса «фермеров», государственный заказ на продукцию отечественного производителя и т. д.);
  • содействовать частному домовладению в пригородной зоне и сельской местности. Продвигать, используя все доступные государственные и общественные ресурсы, в качестве одного из элементов национальной идеи социальный принцип: «отдельный дом — каждой семье»;
  • обеспечить выделение беспроцентного кредита семьям на покупку жилья и списывать его по мере рождения детей с полным погашением задолженности после рождения четвертого ребенка;
  • формировать позитивные стандарты демографического поведения при домостроительстве и жилищном проектировании. Планировка домов и разработка домашнего дизайна должна быть ориентирована на желаемые изменения социальных трендов в пользу семейности и деторождения.

В области здравоохранения:

  • переориентировать деятельность системы здравоохранения на материнство, отцовство и деторождение;
  • размещать в учреждениях здравоохранения социально значимую информацию (стенды, плакаты, календари и т.д.), пропагандирующую материнство, отцовство и полную семью с несколькими детьми как элемент социального престижа;
  • ввести в качестве критерия деятельности учреждений родовспоможения уменьшение количества абортов и рост числа благополучных родов;
  • привести законодательство по абортам в соответствие с нормативными актами цивилизованных стран (невозможность государственного финансирования прерывания беременности, право врача на отказ от аборта, ответственность за рекламу абортов, за искусственное прерывание беременности против воли женщины, за предоставление женщине материалов для самостоятельного проведения аборта, обязательные психологические консультации перед абортом с установкой на сохранение плода);
  • создание при Минздравсоцразвития службы по профилактике абортов. Данный пункт не должен интерпретироваться в качестве меры, направленной на внедрение контрацептивных программ. Деятельность предлагаемой службы должна носить пронаталистский характер;
  • разработать комплекс мер по профилактике абортов и сохранению репродуктивного здоровья, включающий обязательное предабортное консультирование в женской консультации с установкой на сохранение беременности и недопустимость нанесения вреда здоровью женщины;
  • разработать комплекс мер по предупреждению бесплодия и его лечению;
  • прекратить финансирование и запретить мероприятия по контролю над рождаемостью (прерывания беременности, рекламу абортов и контрацептивных средств) в рамках медицинских услуг и услуг в области здоровья;
  • разделить родовспомогательную и абортивную деятельность, перенести все абортивные мероприятия в специальные учреждения, не входящие в систему родовспоможения;
  • установить ответственность, врача за принуждение к аборту или содействие в проведении аборта, за исключением медицинских показаний, установленных консилиумом врачей;
  • в правилах врачебной этики квалифицировать искусственное прерывание беременности без врачебных показаний как преднамеренное убийство живого существа;
  • ориентировать курсы биоэтики в медицинских учебных заведениях на разъяснение негативных медицинских и этических последствий искусственного прерывания беременности;
  • внести изменения в должностные инструкции медицинского персонала всех уровней и специализаций закрепляющие право каждого медработника отказаться от участия в абортах и технологиях, которые могут быть по своей сути приравнены к ним (на основании статьи 28 Конституции РФ о свободе совести и праве гражданина действовать в соответствии со своими убеждениями);
  • задействовать потенциал религиозных и общественных организаций, занимающихся профилактикой абортов и поддержкой семьи и родительства в области предабортного консультирования, благотворительности, формировании здорового образа жизни и т.д.;
  • исключить стерилизацию из списка методов контрацепции. Не допускать пропаганду стерилизации в качестве приемлемых мер в области репродуктивного здоровья;
  • предоставление льготных путевок в места отдыха и лечебно-оздоровительные учреждения для семей с детьми, включая стоимость проезда, а также льготное посещение различных кружков и секций. При этом размер льготы должен быть установлен пропорционально числу детей и материальному положению конкретной семьи;

В области образования:

  • создать в образовательной среде (как в образовательных учреждениях, так и в самом учебном процессе) положительный по отношению к семейным ценностям социальный климат: семейный компонент в образовательных программах, информационное и художественное сопровождение учебного пространства, различные мероприятия с семейным подтекстом, выставки, конкурсы и т.п.;
  • введение раздельного образования для мальчиков и девочек. Необходимость данной меры вызвана недостатками существующей системы смешанного образования, при которой, вследствие опережающего развития девочек (на 2—3 года) и их раннего взросления, возникает существенный риск инфантилизации будущих мужчин;
  • содействовать формированию в рамках надомной деятельности класса домашних воспитателей и учителей в лице родителей;
  • предусмотреть специальные меры социальной защиты детей из семей с тремя и более детьми в области образования, включив этих детей в категорию льготных групп (имеющих те же права в области образования, что дети-инвалиды и дети-сироты) при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения;
  • ввести в систему дошкольного, школьного и высшего образования просемейный компонент. Подготовка детей и подростков к семейной жизни должна быть направлена как на формирование духовно-нравственных ценностей, ценности семьи, идеала стабильного официально зарегистрированного брака с несколькими детьми, здорового образа жизни, так и на привитие навыков межличностного и полоролевого общения (в т.ч. будущего супружеского и родительского), выработку норм поведения в различных ситуациях добрачной и семейной жизни, предупреждение раннего начала половой жизни, обучение различным видам домашнего труда;
  • отменить реализацию в образовательных учреждениях программ по контролю над рождаемостью (так называемого. «полового воспитания» и «планирования семьи») и других мероприятий, направленных на снижение рождаемости. Необходимо отменить уроки «сексуального просвещения», как безнравственные и антирепродуктивные, в учебных курсах «Основы безопасности жизнедеятельности», «Психология», «Этика» и др. предметах;
  • разработать и утвердить программу изучения родословной семьи в федеральном или региональном компоненте образовательных программ в государственных образовательных учреждениях;
  • обеспечить конституционное право граждан Российской Федерации на полноценное религиозное образование, создать условия для изучения в государственных образовательных учреждениях курсов «Основы православной культуры и этики» (для других конфессиональных групп должно быть предусмотрено введение курсов соответствующей религиозной направленности). Реализация данной технологии представляется чрезвычайно актуальной в силу семейной направленности традиционных для России религий;
  • предусмотреть возможность льготного посещения культурных мероприятий (выставок, музеев, концертов и т.д.) для семей с детьми, с особыми преференциями для многодетных семей;
  • разработать и выпустить компьютерные игры, имитирующие семейную жизнь с бесплатной раздачей на занятиях по подготовке к семейной жизни в образовательных учреждениях.

В области улучшения социально-экономических условий
и повышения уровня жизни:

  • переориентировать экономику на повышение автономности семьи как самостоятельной социально-экономической системы, на соединение семьи и работы. Во всех социальных и экономических расчетах необходим переход от индивидуализации (с отдельного работника) к ориентации на полную семью с несколькими детьми;
  • создать механизм «детской ренты», состоящей из отчислений от доходов с продажи сырья, — так называемый «фонд будущего», предполагающий именной счет на каждого российского гражданина в возрасте от 0 до 25 лет;
  • содействовать внедрению в разных сферах деятельности надомного труда родителей и детей;
  • поощрять семейный бизнес, особенно в сельской местности и слабозаселенных районах страны (снижение налогов, беспроцетное кредитование, государственные дотации, предоставление земли, техники и др. необходимых средств);
  • определять прожиточный минимум и средний бюджет применительно к семье с обоими родителями и тремя-четырьмя детьми. Общий доход такой семьи и душевой доход должны стать нормативными показателями при исчислении средней и минимальной зарплаты работника;
  • уравнять родительский труд с профессиональным внесемейным трудом;
  • ввести «семейную зарплату», определяемую в зависимости от числа детей в семье;
  • определять размер пенсии по старости в зависимости от числа детей и труда вложенного в их воспитание и образование;
  • увеличить пенсионный возраст для женщин до 60 лет, сократив его для матерей 2 детей — на 3 года, для матерей 3 детей — на 6 лет, для матерей 4 детей — на 8 лет, для матерей 5 и более детей — на 10 лет. По достижении льготного (при наличии детей) пенсионного возраста женщине должны выплачиваться соответствующие пенсионные средства, но она не может быть «отправлена» на пенсию вопреки ее желанию до достижения 60 лет;
  • ввести стимулирующую систему налогообложения с преференциями семьям с несколькими детьми. Увеличить налоговые льготы семьям с тремя и более детьми (стандартные налоговые вычеты). При выборе женщиной семейного (родительского) домашнего труда как основной формы трудовой деятельности, налог должен взиматься не с обеих зарплат (жены и мужа), а единожды с общесемейного дохода;
  • стимулировать налоговыми льготами и иными государственными мерами семейно-ориентированные инициативы со стороны работодателей всех форм собственности (финансовое стимулирование, натуральную и гуманитарную помощь, карьерное продвижение, организация семейного отдыха и досуга, медицинское обслуживание, образование детей и т.д.);
  • продлить период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;
  • ввести льготы для проезда членов семей с тремя и более детьми в общественном транспорте;
  • усовершенствовать систему детских и семейных пособий;
  • увеличить размер оплаты отпуска по беременности и родам, предусмотрев ограничение минимального размера оплаты на уровне не менее прожиточного минимума;
  • увеличить размер пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, до 1500 руб.;
  • ввести дифференцированное единовременное пособие при рождении ребенка в зависимости от очередности рождения: сохранить прежний размер пособия при рождении первенца (8 тыс. руб.), удвоить размер пособия при рождении второго ребенка (16 тыс. руб.), при рождении третьего ребенка увеличить размер пособия до 30 тыс. руб., при рождении четвертого и каждого последующего ребенка — до 45 тыс. руб.;
  • увеличить пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, установив его в следующем размере: 50% прожиточного минимума трудоспособного (ПМТ) в месяц при рождении первого ребенка, 75% ПМТ — при рождении второго ребенка, 100% ПМТ — при рождении третьего ребенка, 150% ПМТ при рождении четвертого, 200% ПМТ — при рождении пятого и каждого последующего ребенка;
  • увеличить ежемесячное пособие на ребенка установив его минимальный размер не ниже 800 руб. с возможностью существенного повышения в зависимости от числа детей и материального положения семьи;
  • установить единовременное пособие при поступлении ребенка в школу в следующем размере: 1 прожиточный минимум ребенка (ПМР) на первого ребенка, 1,5 ПМР на второго ребенка, 2 ПМР на третьего ребенка, 3 ПМР на четвертого, 4 ПМР на пятого и каждого последующего ребенка.

Дата публикации: 2010-02-01 01:18:51