Архив

Мигрантов примут с уведомлением
Добрую половину пленарного заседания 15 марта депутаты Госдумы посвятили обсуждению миграционной проблемы, пытаясь найти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы Россия стала по-настоящему привлекательной страной не только для гастарбайтеров-нелегалов, но и для законопослушных иностранцев, в первую очередь — соотечественников из ближнего зарубежья.

Замминистра внутренних дел Александр Чекалин подтвердил то, о чем и так догадывались парламентарии: миграционная ситуация в России остается крайне неблагополучной.

За последние 10 лет количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, увеличилось в 2,5 раза, причем 90% правонарушителей — «гости» из СНГ, сообщил замминистра.

«Анализ угроз национальной безопасности РФ в миграционной сфере показывает, что в основном они связаны с формированием криминальных сообществ по этническому принципу, — заявил Чекалин. — Мигранты, особенно в районах компактного проживания, активно пытаются внедряться в структуры государственного управления, контролировать субъекты хозяйственной и финансовой деятельности, навязывают системы коррупционных отношений».

По словам Чекалина, нередко «далеко не позитивную роль» играют национальные диаспоры. Он рассказал, что иммигрантские общины в ряде регионов живут «анклавно и замкнуто», не желая адаптироваться к российской культурной среде и вступая в конфликты с коренным населением.

«Неразрывно связана с нелегальной миграцией деятельность экстремистских и террористических организаций, — отметил Чекалин. — Это вербовка и обучение наемников-профессионалов, готовых за деньги воевать в любой стране. Так, в Чечне, по оперативным и следственным данным, в составе бандформирований действовали наемники из Афганистана, Турции, Ирака, Иордании, Египта, Грузии, стран Балтии, Украины и Азербайджана».

Отметив необходимость вывода нелегалов «из тени», Чекалин высказался за разработку комплекса мер, направленных на привлечение в Россию «хороших мигрантов» — соотечественников из государств СНГ и Балтии.

В частности, МВД предлагает упростить процедуру миграционного учета, а также выдачи разрешений на проживание и работу в РФ. «Нам представляется оправданной разовая легализация отдельных категорий иностранных граждан, особенно тех, кто длительное время проживает в России с неоформленным правовым статусом. Однако я не стал бы называть это миграционной амнистией по аналогии с США», — пояснил Чекалин.




Директор Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский сообщил депутатам, что в России в настоящее время проживают около 10 миллионов мигрантов, из них легальных — только 700 тысяч. «Законная трудовая миграция не превышает 15% от реального числа работающих мигрантов, иными словами, только каждый шестой, а то и седьмой иностранец трудится у нас на легальных основаниях», — констатировал Ромодановский. При этом, заметил он, более 5,5 млн. российских граждан числятся безработными. «Отчасти это следствие колоссального притока мигрантов-нелегалов», — считает глава ФМС.

По словам Ромодановского, прямые убытки, ежегодно наносимые российской казне «теневыми» мигрантами из-за неуплаты налогов, составляют более 200 млрд. рублей. «Это сопоставимо с расходами федерального бюджета на образование или социальную политику», — пояснил он. При этом сумма денежных переводов из РФ граждан Грузии составляет примерно 20% ВВП этой страны, граждан Молдавии — 30%.

В 2005 году за организацию незаконной миграции было возбуждено 370 уголовных дел, к административной ответственности привлечено более 1,5 млн. человек.

«Всё это делается, однако исключительно репрессивными мерами порядок мы не наведем, — убежден директор ФМС. — Необходимо предпринимать шаги по легализации мигрантов, чтобы они „выходили из тени” и платили налоги».

ФМС уже есть чем похвастаться: в октябре-ноябре в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и еще нескольких регионах страны прошел эксперимент по «добровольно-принудительной» легализации гастарбайтеров.

В результате разрешениями на работу обзавелись 7 тыс. мигрантов. «Мы не стали ждать, пока эти люди, а точнее, их работодатели, созреют и придут к нам за необходимыми документами, мы двигались от противного, точно как в известной рекламе: „Вы еще ждете? —Тогда мы идем к вам!” — сказал Ромодановский. — Новация полностью себя оправдала. Сегодня мы готовы применить этот опыт в масштабах всей страны».



Некоторые из предложений, озвученных в Госдуме руководителями МВД и ФМС, уже нашли отражение в депутатских законопроектах, которые, как ожидается, будут рассмотрены в ближайшую пятницу. Над поправками в закон о правовом положении иностранных граждан и новым законом о миграционном учете трудилась группа депутатов-единороссов во главе с председателем Комитета по госстроительству Владимиром Плигиным. Оба проекта, как утверждают авторы, носят «антикоррупционный характер» и направлены на либерализацию миграционной политики — «в пределах разумного».

Депутаты, в частности, предлагают отказаться от разрешительного порядка регистрации иностранцев в пользу уведомительного. Обязательная прописка сохранится лишь в особых районах: закрытых административно-территориальных образованиях, зонах проведения контртеррористической операции, военных городках и в регионах чрезвычайного положения. Кроме того, иностранным гражданам не нужно будет проходить ежегодную перерегистрацию.

В чем заключается «антикоррупционность» законопроекта о миграционном учете, разъяснил журналистам Владимир Плигин.

«С введением уведомительного порядка будет положен конец деятельности по оказанию разного рода нелегальных регистрационных услуг для иностранцев, приезжающих в нашу страну, — отметил он. — Процедуры постановки на учет и снятия с учета станут понятными и простыми. Это, без сомнения, оздоровит миграционную ситуацию».

Поправки в закон о правовом положении иностранцев призваны облегчить жизнь в России граждан стран СНГ, с которыми установлен безвизовый режим (то есть всех, кроме Грузии и Туркмении). Сейчас они, как и прочие иностранцы, могут легально трудиться в России, только если наниматель получит у властей разрешение на привлечение рабсилы из-за рубежа и внесет на специальный счет средства на депортацию «своих» иностранцев, если вдруг они проштрафятся.

С вступлением в силу поправок процедура значительно упростится: разрешения на временное проживание и работу иностранные граждане смогут получать уже в России, на основании личного заявления. Правительство будет устанавливать миграционные квоты в зависимости от страны происхождения, профессии, квалификации и иных «качественных» характеристик рабочей силы. Иностранные граждане, временно прибывающие в РФ, смогут трудиться лишь в пределах того региона, на территории которого выдано разрешение на работу.

В профильном комитете Думы законопроекты Плигина и его единомышленников получили единогласное одобрение. Правительство также представило положительные отзывы на оба документа.




Однако, как это часто бывает по ключевым вопросам общественной жизни, мнение парламента и кабинета министров в данном случае кардинально расходится с мнением простых россиян. Последние опросы общественного мнения однозначно говорят о том, что большинство граждан РФ выступают как раз за ужесточение миграционной политики, а не за ее либерализацию.

Например, по данным фонда «Левада-центр», 59% россиян считают необходимым законодательно ограничить приток трудовых мигрантов, и лишь 22% предлагают не возводить на пути гастарбайтеров административных барьеров. Хуже всего россияне относятся к мигрантам с Кавказа (50% опрошенных). На втором месте в «антирейтинге» — китайцы (46%), далее следуют вьетнамцы (42%), выходцы из Средней Азии (31%) и цыгане (30%).

Можно с определенностью утверждать, что с принятием новых миграционных законов отношение россиян к мигрантам вряд ли изменится в лучшую сторону.

Игорь Джохадзе

Источник: Росбалт.RU


Дата публикации: 2006-03-16 13:52:16