Архив

О реализации Национальной программы демографического развития России

Евгений Юрьев — председатель Общественного Cовета Центрального федерального округа, сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

В Послании Президента Федеральному Собранию 10 мая 2006 г . было отмечено, что «демография – самая острая проблема современной России . В среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек. Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету – мало что сделали». В Послании Президент озвучил основные направления демографической политики и предложил ряд конкретных мер по ее реализации.

Несмотря на то, что демографическая проблематика и ранее становилась темой Президентских Посланий, именно в последнем Послании на нее был сделан особый акцент. В результате, в 2006 году был сделан ряд важных практических шагов по следующим направлениям:

1. Организационные меры. Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов теперь займется демографической политикой, в связи с чем было изменено его название (Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике), внесены изменения в положение и состав. В составе совета теперь входят такие видные ученые-демографы, как А. И. Антонов, А. А. Рыбаковский, В. В. Елизаров.

2. Поощрение миграции. Вышел Указ Президента № 637 от 22.06.2006, утвердивший Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и план мероприятий по ее реализации. На реализацию этой программы в проекте бюджета на 2007 год, внесенном в Государственную Думу, предусмотрено 17 млрд. рублей, отобрано 12 пилотных регионов. Указ, в частности, предусматривает за счет средств федерального бюджета:

· компенсацию расходов на переезд участников Программы и членов их семей к будущему месту проживания;

· компенсацию расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории России;

· выплату единовременного пособия на обустройство («подъемных»);

· выплату ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности в период до приобретения гражданства РФ (но не более чем 6 месяцев);

· предоставление компенсационного пакета участника указанной Программы, включающего в себя учреждений образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости.

3. Снижение смертности. Были внесены изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», вступившие в силу с 1 января 2006 г . Важнейшими из них стали повышение минимально необходимого уставного капитала для производителей и продавцов этилового спирта и алкогольной продукции, а также для многих розничных торговцев алкоголем (что заставило многих продавцов суррогатной продукции покинуть рынок). Ужесточены требования к производству и обороту денатурированного этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции с целью уменьшения потребления населением алкогольных суррогатов, изготовленных на основе денатурированного этилового спирта.

В результате, только за первые 6 месяцев 2006 г . смертность снизилась на 53 тыс. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, или на 4%. Смертность от алкогольных отравлений снизилась на 18%, также наибольшее снижение смертности отмечено по причинам, прямо или косвенно связанных с злоупотреблением алкоголем.

4. Повышение рождаемости. По этому направлению предпринято наибольшее число мер. В проекте бюджета на 2007 г . запланирован комплекс мероприятий в сфере повышения рождаемости , которые должны привести к повышению суммарного показателя рождаемости с 1,3 в настоящее время до уровня 1,65-1,7, а также рождению в 2010-2014 годах дополнительно 300-320 тыс. детей по сравнению с соответствующим показателем 2005 года. В частности, запланированы следующие меры:

4.1. Введение базового материнского капитала в размере 250 тыс. рублей при рождении второго ребенка.

4.2. Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на первого ребенка до 1 500,0 рублей, на второго и последующих — до 3 000,0 рублей.

4.3. Увеличение стоимости родового сертификата в период беременности до 3 000,0 рублей, в период родов – до 7000,0 рублей.

4.4. Компенсация затрат родителей на детское дошкольное воспитание для первого ребенка – на сумму, равную 20 процентам, для второго – 50 процентам, для третьего – 70 процентам от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения

4.5. Стимулирование передачи детей, лишившихся попечения родителей, на воспитание в семью, в виде единовременного пособия в сумме 8 тыс. рублей.

4.6. Увеличение размеров выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до уровня не менее 4 тыс. рублей и заработной платы приемному родителю до 2,5 тыс. рублей ежемесячно.

4.7. Диспансеризация детей, находящихся в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах системы здравоохранения, образования, а также учреждениях системы исполнения наказаний.

Помимо предусмотренных законодательством РФ мер поддержки семьи, материнства и детства, в 2007 году, в соответствии с поставленными в Послании Президента задачами, предусматривается выделение дополнительно из федерального бюджета 32,3 млрд. руб. с учетом же расходов, которые запланированы на материнский базовый капитал, обязательства федерального бюджета по демографическому проекту составят около 165 млрд. рублей ежегодно. С учетом расходов на повышение пособий по уходу за ребенком, осуществляемых за счет средств фонда социального страхования, расходы на программу составят более 220 млрд. рублей, или почти 0,7% ВВП (см. таблицу 1) 

Таблица 1 

Финансирование демографической программы из бюджетов всех уровней в 2007 г .

Мероприятие

Дополнительное финансирование в 2007 г ., млрд. рублей

Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на первого ребенка до 1 500,0 рублей, на второго и последующих — до 3 000,0 рублей

53 

Диспансеризация детей, находящихся в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах системы здравоохранения, образования, а также учреждениях системы исполнения наказаний

Увеличение стоимости родового сертификата в период беременности до 3 000,0 рублей, в период родов – до 7000,0 рублей

4,5 

Компенсация затрат родителей на детское дошкольное воспитание для первого ребенка – на сумму, равную 20 процентам, для второго – 50 процентам, для третьего – 70 процентам от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения

8,0 

Стимулирование передачи детей, лишившихся попечения родителей, на воспитание в семью, в виде единовременного пособия в сумме 8 000,0 рублей

0,7 

Увеличение размеров выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до уровня не менее 4 000,0 рублей и заработной платы приемному родителю до 2 500,0 рублей ежемесячно

6,2 

Кроме того:

Выплаты базового материнского капитала

131,8 

Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

17,0 

ИТОГО

221,2 

Увеличение детских пособий и выплат улучшит материальное положение семей с детьми, позволит матерям в полной мере использовать отпуск по уходу за ребенком. Увеличение выплат по уходу за вторым ребенком и пособий для работающих женщин до 40% заработной платы позволит семьям принять решения о рождении двух и более детей.

Компенсация расходов на дошкольное воспитание позволит работающим женщинам своевременно возвращаться к нормальной трудовой деятельности. Покончив с мучительным выбором между карьерой и рождением ребенка.

В совокупности принимаемые меры позволят повысить коэффициент рождаемости с 10,2 на тысячу человек в 2005 году до 11,1 – 11,4 на тысячу человек в 2009 году.

Важным фактором повышения уровня жизни детей является также увеличение пособий на содержание ребенка в приемной семье. Такая мера позволит повысить долю детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, с 68% в 2005 году до 72% в 2008 году. Это позволит только в 2007 году 80 тысячам детей-сирот найти новую семью.

II . Анализ достаточности осуществленных мероприятий

Совокупные расходы на демографическую политику в 2007 году (221,2 млрд. рублей) превысят расходы на реализацию четырех национальных проектов, вместе взятых, (206,3 млрд. рублей), в 2 раза превысят объем Инвестиционного фонда (110 млрд. рублей), и составят почти 0,7% ВВП.

Однако 60% этих средств составляет материнский капитал, выплаты по которому начнутся только с 2010 года. Увеличение пособия по уходу за ребенком доведет его до 12% средней заработной платы и 42% прожиточного минимума ребенка. По первому показателю в 2007 году сохранится полутора кратное отставание от показателя кризисного 1996 года, а по последнему – лишь ненамного превысит его (рис. 1). По доле расходов на семейную политику также не будет достигнут уровень кризисного 1996 года (0,98% ВВП).

Между тем, опыт развитых стран показывает:

1. Тезис о том, после завершения демографического перехода и урбанизации рождаемость может только снижаться, или даже что низкая рождаемость является признаком «цивилизованности» — нелепое и опасное заблуждение.

2. В целом ряде развитых государств (страны Скандинавии, Франция, ФРГ) удалось добиться устойчивого роста рождаемости, но на это потребовалось увеличения расходов бюджета на демографическую политику до 2% ВВП и более.

В России же уровень поддержки семьи в последние годы резко упал. Б олее половины семей с детьми проживает ниже черты бедности . И спользуемые на сегодня механизмы социальной поддержки не способны сдержать ухудшение условий для содержания и воспитания детей. Пока еще потребность во втором ребенке и представление о 2-детной семье как идеальной и желаемой сохраняются, но условия для реализации этой потребности ухудшились кардинальным образом.

Отношение расходов на семейные и материнские пособия к величине ВВП сократилось с 1% в 1996-97 гг. до менее чем 0,3% в 2005 гг., вместо предусмотренного «Основными направлениями государственной семейной политики» 2,2%. (в 1991 г . этот показатель составлял 2,1%). А в соответствии с рекомендациями ЮНИСЕФ (Детского Фонда ООН), эти расходы должны составлять 2,5-3,5% от ВВП.

Небольшой рост рождаемости в 2000-2004 гг. не являлся результатом целенаправленных усилий, а во многом был предопределен относительно высокой рождаемостью 1980-х годов. Эти факторы подъема рождаемости близки к исчерпанию, и после 2010-2012 гг. неизбежна следующая волна сокращения рождаемости, и соответствующий рост убыли населения

Сейчас наиболее благоприятный момент для активизации мер государственной поддержки семей с детьми, т.к. именно сейчас имеется наибольшее количество молодежи самых активных репродуктивных возрастов (20-30 лет). Причем это последнее поколение, более 50% которого были вторыми и следующими детьми в семье. Т.е. они в большей степени ориентированы на создание двух-трехдетной семьи. После 2010 г . их начнет сменять поколение, которые в большинстве своем были единственными детьми в семье.

Россия – уникальная страна, имеющая «европейскую» рождаемость и «африканскую» смертность. Рост рождаемости в 1999-2004 гг. не уменьшил естественной убыли населения вследствие роста смертности. Россия имеет чрезвычайно высокие показатели смертности, не характерные для стран со сходным уровнем дохода. Более того, по уровню смертности Россия уступает лишь самым бедным африканским государствам, более 10% населения которых больны СПИДОМ. Главным фактором сверхсмертности в России является катастрофически высокий процент смертей, непосредственно связанных с потреблением алкоголя (отравления, травматизм) или вызванных заболеваниями, причинами которых является злоупотребление алкоголем (сердечно-сосудистые, инфекционные и т.д.). В России один из самых высоких уровней потребления алкоголя в мире, составляя, по официальным данным свыше 10, а с учетом теневой составляющей — 14−15 литров этилового спирта на взрослого человека, притом что критическим для здоровья нации считается уровень 8 литров .

Но даже среди стран-лидеров по потреблению алкоголя Россия выделяется катастрофическим уровнем алкогольной смертности. Алкогольная смертность на порядок ниже в странах, где алкоголь употребляется преимущественно в виде вина (Франция и др.) или пива (Германия, Чехия, Ирландия и др.).

В этой связи необходимо незамедлительно приступить к реализации мер алкогольной политики, направленной на снижение доли крепких алкогольных напитков в общей структуре потребления населением алкогольных напитков за счет увеличения доли натуральных вин и некрепких сортов пива, с недопущением переориентации населения на нелегальную, в том числе суррогатную, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и сокращение общего количества потребляемого этилового спирта. В этом направлении сделано пока крайне мало. Однако реализация в 2006 г . единичных мер, направленных на упорядочение производства и оборота алкогольной продукции показала, что комплексная и эффективная алкогольная политика может оказать колоссальный эффект на снижение смертности в России.

В нашей стране до сих пор отсутствует взвешенная миграционная политика. Указ Президента № 637 стал, по сути, первым реальным шагом на пути привлечения в РФ соотечественников из стран СНГ. Однако без радикального упрощения бюрократических процедур при приеме в гражданство РФ и предоставлении вида на жительство соотечественникам, а также высококвалифицированным специалистам. Структура населения такова, что, по крайней мере, до 2025 г . даже при самом благоприятном развитии событий и реализации мер по сокращению смертности и повышению рождаемости остановить естественную убыль вряд ли удастся. Компенсировать последнюю должна миграция.

III . Первоочередные меры, которые необходимо предпринять в 2007 году

Национальная программа демографического развития России на период 2007-2015 гг., представленная ООО «Деловая Россия» и Общественным советом Центрального Федерального округа, содержит комплекс из более чем 120 мер, и предусматривает увеличение расходов на демографическую политик на 560 млрд. рублей ежегодно, или на 1,8% ВВП (без учета расходов на материнский капитал). Таким образом, уровень расходов на поддержку семьи, материнства и детства составит в Российской Федерации 2,1% ВВП (с учетом расходов на материнский капитал – 2,5% ВВП.

Неотложное принятие и реализация данного комплекса мер позволило бы ожидать увеличения суммарного коэффициента рождаемости с 1,35 до 1,6-1,7, и сокращения смертности или с 16 до 13 смертей на тысячу человек . Это позволило бы стабилизировать численность населения России на уровне 140-142 млн. человек, то есть сохранить за период 2007-2025 гг. 19 млн. жизней.

Основные мероприятия, которые необходимо осуществить:

1. Оказать помощь семьям, имеющим детей, в решении жилищных проблем, для чего необходимо:

· Погашение молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, погашение части долга по ипотечному кредиту (части долга по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку) — 10% при рождении первого, 30% — второго и 60% — третьего ребенка.

· Субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам молодым семьям с детьми.

· Компенсация молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, суммы первоначального взноса по ипотечному кредиту или по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку.

· Изменение критериев отнесения семей к категории «молодая семья» (до возраста 35 лет)

· предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений, с сохранением права на получение безвозмездной субсидии или займа, на строительство или приобретение жилья. Дифференциация оплаты за наем жилья в зависимости от числа детей

· Стимулированию семейного усадебного строительства.

2. Оказать особую поддержку семьям с двумя и более детьми, для чего необходимо:

· Увеличение налоговых вычетов на детей, (в т. ч. для опекунов, попечителей и приемных родителей) с 600 руб. до величины прожиточного минимума ребенка, увеличение размера порога, рассчитываемого как сумма дохода налогоплательщика, при достижении которого указанный налоговый вычет перестает действовать, со 100 до 500 тыс. руб.

· Предоставление семьям с детьми компенсаций затрат на приобретение семейных путевок один раз в год для совместного отдыха со следующей дифференциацией в зависимости от числа детей

· Снижение предельного уровня доли оплаты услуг ЖКХ в совокупном доходе семьи для получения жилищной субсидии, с дифференциацией в зависимости от числа детей в семье

· Введение мер налогового стимулирования работодателей при выплате ими единовременных пособий работникам по рождению ребенка через уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль.

3. Кардинально реформировать систему семейных пособий, для чего необходимо:

· Увеличение пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, с 300 руб. до 1000 руб.

· Увеличение минимального размера оплаты пособия по беременности и родам до уровня прожиточного минимума, установленного в данном регионе, независимо от стажа работы перед уходом в отпуск

· Увеличение единовременного пособия при рождении (усыновлении) 2-го ребенка с 8 тыс. до 20 тыс., 3-го — до 25 тыс. рублей.

· Установление минимального размера ежемесячного пособия на детей в семьях, имеющих ежемесячный доход ниже 2-х прожиточных минимумов на каждого члена семьи — на 2-го ребенка — 1000 руб., на 3-го и каждого последующего — 3 тыс. рублей

· Введение единовременного пособия при поступлении ребенка в школу с его дифференциацией в зависимости от числа детей в семье.

4. Повысить доступность образования, для чего необходимо:

· Установление запрета на отчуждение зданий, помещений и иного недвижимого имущества, используемого общеобразовательными и дошкольными образовательными учреждениями. Проверка законности ранее совершенных сделок с указанным имуществом

· Установление для детей из семей с тремя и более детьми льгот при поступлении в учреждения среднего профессионального образования, аналогичных установленным для детей-инвалидов и детей-сирот

· Предоставление семьям с тремя и более детьми «сертификатов на образование» для оплаты получения образования в государственных и муниципальных учреждениях высшего профессионального образования на конкурсной основе.

5. Обеспечить преимущественно семейное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, для чего необходимо:

· Совершенствование системы выявления, учета и работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

· Усиление мер ответственности и совершенствование механизмов привлечения к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей и за злостное уклонение от воспитания детей родителей

· Упрощение порядка передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи (на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью граждан РФ. 

· Реформирование системы детдомов, стимулирование создания детских домов семейного типа.

6. Укрепить репродуктивное здоровье граждан, для чего необходимо:

· Реализация мер по медицинской профилактике и лечению бесплодия, глубокой недоношенности, обеспечению ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья, введение социального налогового вычета на лечение бесплодия

· Реализация мер по профилактике абортов

· Принятие дополнительных мер по защите прав пациентов и повышению ответственности за ненадлежащее оказание медицинской помощи

· Индексация размера родовых сертификатов с 2008 г . на уровень, превышающий темп инфляции.

· Принятие нормативно-правовых актов о профессиональной этике акушеров, работников родильных отделений, усиление ответственности указанных работников за ненадлежащее исполнение обязанностей.

7. Принять комплекс мер алкогольной политики, в т.ч.:

· Снизить доступность алкогольных напитков (повышение акцизов, сокращение количества лицензий, установление ограничений по времени и по дням продажи алкогольных напитков с объемной долей этилового спирта свыше 15 %, за исключением натуральных вин, установление запрета на продажу алкогольных напитков лицам в состоянии явного опьянения, установление требований по оборудованию помещений для розничной продажи алкогольных напитков с объемной долей этилового спирта свыше 15%, установление запрета на продажу алкогольных коктейлей и пива в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах, ограничения на приобретение алкогольных напитков с объемной долей этилового спирта свыше 15 % одним лицом за один раз в одной торговой точке).

· Поэтапно (в течение 2008-2010 гг.) ввести государственную монополию на розничную торговлю алкогольной продукцией с объемной долей этилового спирта более 15%, за исключением натуральных вин.

· Упорядочить производство и оборот этилового спирта и не денатурированной спиртосодержащей продукции ( запрет на розничную продажу не денатурированной спиртосодержащей продукции (за исключением аптек), распространение действующего запрета на производство, поставку и розничную продажу питьевого этилового спирта на районы Крайнего Севера, у силение мер ответственности за нарушения в сфере производства и оборота алкоголя и спиртосодержащей продукции ),

· Изменить структуры потребления населением алкогольной продукции за счет увеличения доли натуральных вин, а также некрепких сортов пива ( господдержка российских винодельческих предприятий).

· совершенствовать порядок торговли аптечными организациями лекарственными с объемной долей этилового спирта свыше 15% ( (ввести ограничения на безрецептурную продажу спиртосодержащей лекарственной и лечебно-профилактической продукции с объемной долей этилового спирта свыше 15 %, ввести административную ответственность за нарушение порядка торговли аптечными организациями спиртосодержащей лекарственной продукцией).

· Реализовать комплекс мер по сокращению производства, продажи и потребления физическими лицами алкогольных напитков, незаконно производимых с использованием процесса дистилляции (перегонки).

· Установить дополнительные ограничения по местам употребления алкогольных напитков и лицам.

· Реализовать комплекс мер по профилактике чрезмерного употребления алкогольных напитков и пропаганде трезвости и умеренности в потреблении алкоголя.

· Усовершенствовать систему медицинской помощи и социальной реабилитации лиц, имеющих алкогольную зависимость, и членов их семей.

8. Реализовать комплекс мер, направленных на формирование здорового образа жизни (повышение акцизов на табачные изделия, Установление ограничений на содержание смол и никотина в табачных изделиях. Запрета на рекламу табачных изделий, развитие системы объектов физической культуры и спорта, игровых и спортивных площадок в шаговой доступности от места жительства, пропаганде здорового образа жизни).

9. Реализовать комплекс мер по улучшению безопасных условий и совершенствованию охраны труда ( усиление ответственности работодателей за нарушения требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда, стимулирование модернизации производства и снижения объемов тяжелого физиче­ского труда и сокращения вредных производств, увеличение размеров компенсации ущерба от потери здоровья в связи с профессиональной деятельностью).

10. Усовершенствовать государственную миграционную политику:

· Привлекать в Российскую Федерацию, проживающих за рубежом соотечественников ( упрощение режима приема в гражданство РФ, Снятие условия наличия законного источника средств к существованию, установление в качестве дополнительного основания для приема в гражданство РФ без соблюдения условия о 5-летнем сроке проживания факта рождения на территории Украины, Беларуси, и обладания ими в прошлом гражданством СССР, Проведение в 2007 г . акции по приему в гражданство РФ в упрощенном порядке соотечественников, упрощение процедуры предоставления разрешения на временное проживание и вида на жительство для соотечественников, упрощенная процедура признания эквивалентности дипломов, сокращение установленного срока проживания на территории РФ для восстановления в гражданстве, установление бесплатности прохождения и содействие прохождению медосмотров и получению медицинских документов для соотечественников и т.д.).

· Совершенствовать правовое регулирование привлечения иностранных трудовых мигрантов, порядка и процедур оформления для работодателей разрешений на привлечение и использование иностранных работников, введение системы иммиграционных квот для стран мира.

· Проведение в 2007 г . легализации («амнистии») части иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ 

· Упрощение режима приема в гражданство РФ для высококвалифицированных специалистов.

· Обеспечение языковой, культурной и социальной адаптации и интеграции легальных иммигрантов в российское общество.

· Совершенствование механизмов профилактики, выявления и пресечения незаконной иммиграции в Российскую Федерацию

· Реализация мер по сокращению эмиграционного оттока из страны.

Такой комплекс мер предлагается в Национальной программе демографического развития. Исправление столь запущенной демографической ситуации — дело очень дорогое, очень затратное. Надеяться на то, что может быть получен заметный результат при сравнительно небольших затратах – большое заблуждение, от которого надо раз и навсегда отказаться. При всей масштабности Программы общие затраты на ее реализацию не превысят 2% от ВВП (при этом расходы на меры по с тимулированию рождаемости и поддержке семьи составят около 1,2% от ВВП) .


Дата публикации: 2010-02-01 01:18:51